У юридических вузов своя ассоциация
Реформа образования объявлена национальным проектом. Ее основные цели — повышение качества профессионального обучения в соответствии с требованиями рынка труда, обеспечение равного доступа к общему образованию, переход к принципам оправданного финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг. Одним из звеньев этого процесса является реформирование сферы юридического образования. Среди общественных объединений, призванных решать поставленную государством задачу, — Ассоциация юридических вузов. На вопросы отвечает исполнительный директор Ассоциации, декан юридического факультета Московского Городского Университета управления Правительства Москвы ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ ЛИПУНОВ.
Валерий Иванович, расскажите, пожалуйста, о задачах и целях создания Ассоциации юридических вузов.

     — Создание Ассоциации юридических вузов было провозглашено 16 февраля 1996 года на конференции в МГУ им. М. В. Ломоносова. Восемь юридических вузов стали учредителями Ассоциации, тридцать шесть — ее членами (сегодня их — 217). Президентом Ассоциации юридических вузов был избран занимающий эту должность и по сей день профессор юридического факультета МГУ Михаил Николаевич Марченко. Основными целями создания Ассоциации стали объединение усилий юридических вузов в реализации задач повышения качества высшего профессионального образования в России, формирование и проведение скоординированной образовательной политики, а также разработка и реализация интеллектуальных продуктов и услуг, обеспечивающих подготовку и переподготовку юридических кадров.

     В чем преимущество членства в Ассоциации юридических вузов?

     — Ассоциация — организация общественная, и все вузы, реализующие программы подготовки юридических кадров, при желании могут туда вступить. Первое и главное преимущество — в общении с коллегами. В настоящее время проводится очень мало мероприятий, связанных с организацией профессионального общения преподавателей, профессоров, заведующих кафедрами по актуальным вопросам подготовки студентов. Практика показывает, что высшая школа испытывает большой дефицит общения и обмена опытом в новых условиях. Ассоциация координирует и дает возможность профессионалам встречаться и общаться на волнующие их темы. Мы организуем и проводим мероприятия, на которые приглашаем всех желающих. Например, только в 2005 году прошли «круглые столы» по проблемам методологии юридической науки, по вопросам развития международно-правовой, гражданско-правовой, государственно-правовой специализации. Соответственно все те, кому это было интересно, приняли участие в обсуждении, высказали свои рекомендации по совершенствованию специализации юристов, сформулировали предложения по совершенствованию Государственных образовательных стандартов по юриспруденции.

     Существует ли у Ассоциации программа развития?

     — Да, существует, и у нее своя история. Поскольку нормативное сопровождение реформы образования идет через принятие соответствующих программ, то первый вариант программы развития российского юридического образования имел статус федерального проекта. Но из-за отсутствия финансирования он не был реализован.

     В декабре 2005 года была принята Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 г.г., в которой указывалось, как в целом должна развиваться система образования страны. В русле ее выполнения и было принято решение по разработке программы развития конкретно юридического образования. Была создана рабочая группа во главе с членом президиума Ассоциации, заместителем Председателя Государственной Думы Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором С. Н. Бабуриным. 17 апреля 2006 года проект Программы развития юридического образования в Российской Федерации на 2006 — 2010 годы был вынесен на общее собрание Ассоциации и утвержден. Проект Программы соответственно был предложен Министерству образования и науки РФ как основа для разработки целевой ведомственной всероссийской программы развития юридического образования.

     Ваше мнение о функционировании юридических кафедр в непрофильных вузах, о негосударственных юридических учебных заведениях в системе высшего образования.

     — Нам надо понять, что это явление уже состоялось. Юридические кафедры при неюридических вузах, система негосударственных вузов уже существуют. Побудительные мотивы этого процесса легко объяснимы, ведь они предлагают абитуриентам пользующиеся спросом у населения специальности — юриста, экономиста, управленца. И я думаю, что здесь есть весьма серьезные проблемы — в первую очередь с педагогическим составом и, как следствие, с уровнем преподавания. Я солидарен с точкой зрения О. Е. Кутафина, который выразил настороженность этим явлением, и вместе с тем понятно, что закрыть такие организации невозможно. Надо ставить вопрос о том, каким образом сделать так, чтобы уже созданные учебные заведения работали качественно, готовили юристов соответствующего уровня. Ассоциация видит свои задачи в организации обмена опытом и оказании помощи в их работе.

     Есть проблема перепроизводства юристов?

     — Скажите, а где опубликованы официальные данные о количестве юридических вузов? Вы где-нибудь их встречали? Я не встречал. Так вот, Ассоциация обращалась к Рособрнадзору за разрешением на публикацию таких данных. Мы получили такое разрешение, и сейчас заключен договор между Ассоциацией юридических вузов и Росгосаккредитацией, которая находится в г. Йошкар-Оле для проведения работы по обобщению данных. Цель — получить официальную информацию о социальном статусе вузов, готовящих юридические кадры, чтобы иметь официальные цифры того, сколько у нас на сегодня юридических вузов, факультетов, филиалов и т. д. А пока на разных конференциях звучат разные цифры, но все они не носят официального характера. Думаю, эти данные в скором времени будут обязательно опубликованы.

     Сегодня идут сложные, неоднозначные процессы в выборе дальнейшего пути отечественного юридического образования. К сожалению, тенденции таковы, что все, что наработано за долгие годы, зачастую приносится в жертву новой моде. Это очень сомнительный тест. Хотелось бы, не утратив того, что уже наработано, найти возможности для развития и одной, и другой модели — готовить кадры как по специальности «юриспруденция», так и по направлениям бакалавриата и магистратуры. Видится логичным, чтобы право выбора своего пути развития было предоставлено вузу. Каждый вуз должен иметь право выбрать предпочтительную для него модель совершенствования учебного процесса.

     Каким образом будет развиваться этот процесс, посмотрим. Во всяком случае, Ассоциация четко определила свою точку зрения в этом вопросе.