Тихая радость омбудсмена
 На прошлой неделе российский омбудсмен Владимир Лукин представил Президенту России свой ежегодный правозащитный доклад за 2007 год. В документе В.Лукин дает общую оценку положению дел с правами человека в России, состоянию и динамике наиболее важных правозащитных проблем прошлого года, а также информирует о деятельности уполномоченного, в том числе о реакции государственных органов и должностных лиц на его рекомендации и предложения.
 Лидеры «жалобного» списка

     По словам В. Лукина, нынешняя ситуация с тематикой жалоб в сравнении с прошлым годом кардинально не изменилась.

     Практически каждая вторая жалоба приходится на нарушения прав человека, совершаемые должностными лицами в процессе охраны общественного порядка, предварительного следствия, дознания и судопроизводства, вынесения приговоров и исполнения наказания в виде лишения свободы. Здесь же наблюдается устойчивый рост количества жалоб на нарушения прав человека в процессе уголовного судопроизводства, дознания и предварительного следствия, а также на условия содержания в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах. Отмечено некоторое уменьшение количества жалоб, связанных с пересмотром приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу, а также, что несколько неожиданно, жалоб на условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.

     Каждая третья жалоба приходится на нарушения социальных прав граждан в сфере жилищного законодательства и социального обеспечения. Прежде всего при предоставлении льгот социально уязвимым категориям населения, в том числе беременным женщинам и детям. При этом омбудсмен отмечает незначительное снижение доли жалоб на нарушения прав граждан при выплате пенсий, пособий, льгот. В то же время быстро растут общее количество и доля жалоб, связанных с вопросами предоставления жилья, коммунальных услуг, защиты прав детей, в первую очередь усыновления, опеки, предоставления жилья детям-сиротам.

     Уполномоченный обращает особое внимание на состояние российской пенсионной системы, в целом оценивая его как неудовлетворительное. А ведь по Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 года, величина средней пенсии не должна составлять менее 40% от прежней заработной платы. В России сегодня этот показатель значительно ниже и составляет в среднем 24%. Больше того, по оценкам многих специалистов, без принятия срочных корректирующих мер тенденция к снижению может продолжиться. Абсолютное большинство из 38-миллионной армии российских пенсионеров получают унизительно маленькие пенсии.

     Примерно каждая шестая жалоба приходится на нарушения прав граждан в экономической сфере. При некотором снижении количества жалоб по вопросам собственности и выполнения договорных условий возрастает доля жалоб по вопросам трудовой деятельности и землепользования. Поэтому также негативно оценивает омбудсмен и реализацию конституционного принципа свободы труда, включающего право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование человека.

     Владимир Лукин отмечает как острую проблему факты невыплаты заработной платы работникам предприятий, признанных банкротами. Причиной является норма закона, согласно которой погашение задолженности по заработной плате относится ко второй очереди удовлетворения требований кредиторов.

     Люди пошли в суд

     Отдельный раздел доклада посвящен праву на судебную защиту и справедливому судебному разбирательству, которое, без сомнения, является одним из важнейших конституционных прав человека.

     Практика уполномоченного свидетельствует, что люди все чаще обращаются в суд для решения своих проблем, соответственно все больше жалоб на нарушение права на справедливое судебное разбирательство приходит и в адрес уполномоченного. Чаще всего граждане жалуются на нарушение сроков рассмотрения гражданских дел в суде, которое, с сожалением констатирует омбудсмен, наблюдается во всех судебных инстанциях. Это явление распространено столь широко, что зачастую рассматривается как норма в судебной деятельности, чего не должно быть в принципе.

     Важной гарантией справедливости, подчеркивает уполномоченный, является беспристрастность суда, которая обычно определяется как отсутствие предубежденности или предвзятости. Потому весьма спорным представляется положение, предполагающее возможность повторного участия судьи в том же уголовном процессе в вышестоящих судебных инстанциях. Кроме того, В.Лукин отмечает необходимость правового регулирования порядка возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями суда в случаях, когда спор не разрешается по существу. Если в уголовном судопроизводстве эти вопросы в той или иной мере регламентированы (за исключением компенсации реабилитированным на досудебных стадиях), то в области гражданского и административного процесса имеет место явный правовой пробел.

     Торможение исполнения

     Особо омбудсмен отмечает обязательность неукоснительного исполнения вступившего в законную силу судебного решения, без чего, по его словам, «правосудие превратилось бы в юридическую фикцию». Тем не менее сегодня судебные решения зачастую не исполняются. Именно с этим связаны около 80% всех поступающих в Европейский суд по правам человека жалоб из России. Со своей стороны ЕС исходит из того, что неисполненные решения нельзя считать состоявшимися, а потому по всем подобным жалобам присуждает заявителям денежную компенсацию, которую выплачивает государство. «В этой связи обращает на себя внимание то, что чисто «житейское» восприятие решений судов как своего рода «необязательных рекомендаций» распространено не только в обществе, но и в органах государственной власти», — подчеркивает В. Лукин.

     При этом он заостряет внимание на еще одной важной проблеме — неисполнение решений Конституционного Суда РФ. Несмотря на предусмотренный для этого в законодательстве механизм, предусматривающий ответственность за их неисполнение, многие из подобных решений остаются неисполненными.

     Политические и культурные феномены

     Интересно, что, несмотря на громкие заявления оппозиционных политиков и организаторов различных акций «несогласных», на нарушение политических прав подана только каждая тридцатая жалоба.

     Этот «феномен» В. Лукин объясняет «традиционно невысокой в последние годы политизацией общественного сознания, равно как и озабоченностью основных масс населения житейскими проблемами». По его мнению, «политические права востребованы, как правило, лишь меньшинством граждан… а анализ причин этого явления не входит в компетенцию уполномоченного».

     Вопросам реализации права на получение образования, доступа к культурным ценностям, в том числе к памятникам истории и культуры, была посвящена в прошлом году примерно каждая двухсотая жалоба. Однако, по мнению омбудсмена, все это указывает не столько на благополучие в этой сфере, сколько на неспособность людей воспринимать вопросы образования в категориях прав граждан и обязанностей государства.

     Не просить, а требовать

     Опыт, накопленный институтом уполномоченного за десять лет его существования, констатирует в завершение В. Лукин, свидетельствует: очень многие граждане России имеют весьма смутное представление о своих правах и свободах, а потому и не могут осознанно ими пользоваться.

     «Ситуация, когда люди смиренно просят государство о том, чего должны были бы требовать, — отмечает омбудсмен, — увы, типична для нашей страны с ее давними традициями патернализма и чинопочитания. Проблема очень серьезна: неспособность граждан отстаивать свои права развращает государство, объективно препятствует его демократизации». Именно поэтому он убежден, что правовое просвещение в области прав человека должно стать не только одной из важнейших задач института уполномоченного, но и государства вообще.

     Впрочем, тот факт, что качество поступающих к уполномоченному жалоб граждан повышается, говорит о том, что люди постепенно привыкают аргументировать свои претензии к государству в категориях прав и свобод и зачастую проявляют неплохое знание Конституции и законов РФ.

     Напоминание чиновникам

     Кстати, уполномоченный не только читал жалобную почту, но и действовал. В результате были восстановлены права 12,9% заявителей. «Много это или мало, — констатирует В. Лукин, — вопрос скорее философский, чем существенный».

     Как отметил омбудсмен, ежедневно ему приходит около 300 жалоб (за прошлый год — 48235 обращений). Подавляющее большинство жалобщиков (98,2%) — живут в России, но пишут и из стран СНГ и Балтии, а также из дальнего зарубежья. Больше всего россиян, недовольных жизнью, оказалось в Москве (12,1%) и Московской области (5%). Если к ним прибавить еще 8 субъектов РФ — Краснодарский, Пермский и Ставропольский края, Санкт-Петербург, Ростовскую, Свердловскую, Самарскую и Воронежскую области, то вместе они составят более трети (37,4%) всех жалобщиков.

     По мнению омбудсмена, даже не завершившиеся успехом усилия по восстановлению прав граждан не были напрасны, поскольку заставили власть еще раз осмыслить (и объяснить!) свои действия или решения, вызвавшие несогласие у граждан. Значит, в дальнейшем, принимая решения в аналогичных ситуациях, чиновники будут более внимательны к вопросам обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан России. Помня о том, что и к ним могут прийти с законными требованиями о соблюдении прав человека. Например, омбудсмен.

     «Президент не сделал никаких замечаний, — рассказал В. Лукин о своей встрече с главой государства. — Я обращаюсь к нему по самым разным вопросам, сколько из них бывает решено в процентном соотношении, не скажу. Но иногда бывают положительные решения, и это наполняет нас тихой радостью…»