Таможня рекомендует
Наличие достаточных данных, указывающих на нарушения валютного законодательства РФ, является основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях по ст. 15.25 КоАП РФ. Чем руководствуются и на что ориентируются таможенные органы при квалификации валютных правонарушений, отражено в новых методических рекомендациях Федеральной таможенной службы России от 10.01.2008.
 Статус писем ФТС РФ…

     Важно изначально отметить, что Письмо ФТС от 10.01.2008 № 01-11/217 «О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства» не является нормативным правовым актом.

     Многочисленная судебная практика, рассматривая такого рода письма, в частности ранее действовавшее Письмо ФТС РФ от 30.06.2005 № 01-06/21925, указывает на невозможность применения его судом со ссылкой на ч. 1 ст. 13 АПК РФ (постановления ФАС ЗСО от 22.03.2007 № Ф04-848/2007, ФАС ЗСО от 10.07.2007 № Ф04-4466/2007 и др.).

     Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ (далее – Рекомендации), означенные как приложение к вышеназванному Письму ФТС РФ № 01-11/217, также имеют рекомендательный характер и должны применяться исключительно с учетом положений действующего валютного законодательства РФ.

     Таможенные органы в силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) являются агентами валютного контроля (ч. 7 ст. 23 Закона). Раз осуществление контроля является обязанностью, то логичным было бы предположить, что и результат контроля – составление протоколов по факту обнаружения правонарушения – должен быть обязанностью таможенных органов.

     Однако составление протоколов лишь право, а не обязанность таможенных органов. Протоколы по ст. 15.25 КоАП РФ вправе составлять (и, соответственно, возбуждать дела об административных правонарушениях в силу п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ) должностные лица органов и агентов валютного контроля (п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела по ст. 15.25 КоАП РФ рассматривают органы валютного контроля (ст. 23.60 КоАП РФ). Поэтому на практике определить момент обнаружения административного правонарушения и связанный с ним срок давности привлечения к ответственности достаточно сложно.

     Привлекать же к ответственности по ст.15.25 КоАП РФ могут 19 наименований должностных лиц таможенных органов в соответствии с Приказом ФТС от 15.03.2005 №198. Порядок взаимодействия контролирующих структур определен Постановлением Правительства РФ от 07.02.2007 № 80 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации», Письмом ФТС РФ от 18.08.2005 № 01-06/28509 «О соглашении между ФТС России и Росфиннадзором», Соглашением о сотрудничестве ФНС РФ и ФТС, заключенном 14.07.2005.

     Ответственность

     Исчерпывающий перечень случаев, в которых резидент вправе не зачислять валютную выручку, установленный п. 2 ст. 19 Закона, по сути, обозначает прямой запрет каким-либо образом уменьшить определенную в договоре сумму к зачислению на банковские счета в уполномоченных банках.

     Чтобы привлечь к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ таможенные органы считают необходимым наличие следующих фактов в совокупности:

     товар был передан в соответствии с условиями внешнеэкономического контракта резидентом нерезиденту;

     денежные средства не получены в означенные контрактом сроки, если срок не установлен – в месячный срок со дня передачи товара нерезиденту.

     Поводом для возбуждения дела по ч. 5 ст.15.25 КоАП РФ является следующая совокупность фактов:

     денежные средства за товары по контракту перечислены нерезиденту;

     товары не ввезены на таможенную территорию РФ в контрактные сроки;

     денежные средства, уплаченные нерезиденту за не ввезенные товары по контракту, не возвращены в контрактные сроки, а в случае отсутствия в контракте сроков возврата денежных средств — в контрактные сроки для ввоза товаров в РФ. При отсутствии контрактных сроков на возврат денежных средств и на ввоз товаров — в месячный срок со дня перечисления денежных средств нерезиденту.

     Нет штрафа

     В то же время в Рекомендациях описаны ситуации, при которых, по мнению таможенных органов, положения валютного законодательства РФ не нарушаются, а именно:

     если в контракте предусмотрен вычет банковских комиссий и расходов;

     недополучение денежных средств относительно заявленной в ГТД цены товаров при условии, что риск утери или порчи товара по контракту несла российская сторона, «представляется обоснованным» при обстоятельствах:

     уменьшения количества товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве,

     невывоза товаров с таможенной территории РФ – при подтверждении его таможенными органами РФ,

     изменения состояния товаров вследствие изменения их естественных свойств при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения — при подтверждении качества товара экспертизой, проведенной при передаче товара покупателю;

     на сумму причитающихся резиденту денежных средств повлияло изменение цены товара, вызванное разницей методик его определения или погрешностями методов измерения, что подтверждено актом экспертизы, проведенной в соответствии с условиями договора;

     товар утрачен после вывоза с таможенной территории РФ, когда риски его утери или порчи по договору несла российская сторона при условии подтверждения данного факта ТТП иностранного государства или российским торговым представительством (состав по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ отсутствует);

     резиденту возвращается ранее переданный товар в контрактные сроки получения денежных средств за данный товар или в сроки, установленные в соглашении о возврате товара, при условии, что такое соглашение заключено в контрактные сроки получения денежных средств;

     нарушены сроки оплаты за еще не переданные нерезиденту товары (предварительная оплата или оплата против отгрузки до передачи товара покупателю);

     товар передан с нарушением контрактного срока, но в срок, установленный договором для возврата денежных средств (событие по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ отсутствует);

     при передаче товаров нерезидентом резиденту за пределами таможенной территории РФ без последующего ввоза в России.

     Грамотное составление контракта призвано облегчить доказывание субъективной стороны правонарушений, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ. В Рекомендациях указаны три стадии, на каждой из которых хозяйствующий субъект должен предпринять определенные действия, способствующие в дальнейшем доказыванию его невиновности.

     На стадии предконтрактной подготовки необходимо выяснить надежность и деловую репутацию контрагента через ТПП, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера.

     На стадии заключения контракта необходимо внести в договор способ обеспечения исполнения обязательств, применять формы расчетов, исключающие риск неисполнения контрагентом обязательств по договору, разработать механизм разрешения разногласий, использовать страхование коммерческих рисков.

     На стадии, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение иностранным контрагентом своих обязательств уже произошло, резидент ведет переписку с иностранным контрагентом по факту нарушения обязательства, предъявляет претензии, обращается в судебные органы.

     Важно, что доказывание отсутствия вины юридического лица как необходимого элемента состава связано с толкованием, какие именно и в каком объеме должны были быть предприняты лицом зависящие от него меры (постановления ФАС СЗО от 16.01.2007 №А56-17845/2006, от 02.08.2006 № А56-52747/2005; ФАС ВВО от 23.01.2007 № А38-2808-14/207-2006).

     Необходимо знать

     Зачисление денежных средств на счет в уполномоченном банке или их возврат в РФ после возбуждения дела по ч. 4, 5 ст.15.25 КоАП РФ не ведет к прекращению производства по делу, а может учитываться как смягчающее обстоятельство.

     При определении срока поступления выручки в первую очередь необходимо исходить из условий договора. Начало исчисления срока оплаты может не совпадать с датой фактического пересечения товаром таможенной границы РФ.

     Факт передачи товара от продавца к покупателю, а не факт вывоза товара с таможенной территории РФ является определяющим с точки зрения принятия решения о соблюдении хозяйствующим субъектом валютного законодательства. В основе определения момента исполнения обязанности передать товар лежат положения ст.458 ГК РФ.

     В случае отсутствия сроков оплаты товара во внешнеэкономическом контракте необходимо внимательно изучить иные положения данного контракта, ориентируясь на ст. 314, 486, 488, 810 ГК РФ и учитывая, что контроль за исполнением резидентом требований ст. 19 Закона будет осуществляться с использованием информации о сроке оплаты товаров нерезидентом.

     По мнению таможенных органов, продление контрактных сроков путем заключения дополнительного соглашения должно осуществляться лишь в рамках этих же сроков внешнеэкономического контракта.

     Сравнения неизбежны…

     Среди заметных преимуществ новой редакции Рекомендаций, безусловно, можно назвать грамотную структурированность ее таким образом, что рассмотрение отдельных проблемных аспектов каждого пункта ст.15.25 КоАП РФ завершается определенного рода выводом, можно сказать, своеобразной резолютивной частью. Увеличение объема Рекомендаций положительно отразилось на качестве изложения, где справедливо сделан акцент на определенный приоритет положений внешнеэкономического договора (контракта).

     Выводы, означенные в Рекомендациях, не могут заменить положений валютного законодательства РФ. Остается лишь надеяться, что эти разъяснения по существенным аспектам привлечения к административной ответственности будут учтены судами, рассматривающими такого рода дела.