Споры о порядке воспитания детей
«Дети – цветы жизни» Пока в семье порядок, всё нормально, папа с мамой души не чают в ребёнке. Но как только папа с мамой принимают решение расстаться, ребёнок зачастую становится объектом конфликтов. Якобы каждый из родителей хочет доказать, как он любит ребёнка. Что проявляется в определении места жительства с этим родителем или в установлении удобного для родителя порядка общения с ребёнком. На самом деле часто ребёнок тут вообще ни при чём, надо просто доказать бывшему супругу (в данном случае я веду речь об одном из супругов независимо от его пола), насколько он был не прав, какой он плохой и т.д. В общем, ребёнок к проблеме часто имеет вообще минимальное отношение, это просто один из способов манипуляции и / или самоутверждения над бывшей «половинкой». 

Подтверждением этому можно считать тот факт, что на практике часто после вынесения, например, решения суда об определении того или иного порядка общения с ребёнком родитель - инициатор судебного разбирательства не спешит пользоваться закрепленными в судебном акте возможностями: а зачем? есть дела и поважнее…а, ребёнок…да, зайду как-нибудь…Был случай, когда в пылу «разборок», родители, кстати, весьма обеспеченные, водили попеременно в школу вшивого (!) ребёнка, несмотря на замечания учителей… кому это нужно, когда тут такой случай представляется доказать «бывшему»… Детей похищают, вырывают из рук, в их присутствии наносят побои матери (отцу), в общем примеров родительской любви к себе, любимому, под предлогом любви к ребёнку, много.

К спорам, связанным с воспитанием детей, относятся: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п.2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст.67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п.1 ст.68 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п.2 ст. 150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п.3 ст. 153 СК РФ); о лишении родительских прав (п.1 ст.70 СК РФ); о восстановлении в родительских нравах (п.2 ст.72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п.1 ст.73 СК РФ), об отмене ограничения родительских прав (ст.76 СК РФ) и другие.

При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству суд определяет обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое, внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком. К участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Рассмотрим наиболее распространённые на практике спорные ситуации. К ним относится спор о месте жительства ребёнка. Решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п.3 ст.65, ст.57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Рассмотрим другой, также распространённый спор - о порядке общения с ребёнком. В соответствии с п.2 ст.66 СК РФ родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, возникший спор разрешается судом по требованию родителей или одного из них с участием органа опеки и попечительства. Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суд с учетом обстоятельств каждого конкретного дела определяет порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т.п.), изложив его в резолютивной части решения. При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.

Часто по спорам о воспитании детей в связи с этим задают вопросы типа: «У меня такая-то ситуация, каким будет решение суда?» Перефразируя известное выражение, кто из изложенного выше может сделать однозначный вывод по этому поводу, пусть бросит в меня камень. Хорошо, семейное законодательство не даёт нам однозначного ответа, попробуем исследовать процессуальные нормы.

Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. (ст. 195 ГПК РФ) При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. (ст. 196 ГПК) Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. (ст. 56 ГПК) Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. (ст. 67 ГПК)

Как видим, опять мы нигде не найдём прямых указаний на эту тему. Да их и быть не может. Ведь, как говорил Л.Н.Толстой, многие из произведений которого, кстати, посвящены именно вопросам семейных отношений, все семьи счастливы одинаково, а вот несчастлива каждая по-своему. Нет никаких «законных часов», которые суд должен кому-то давать для общения с ребёнком, равным образом неверны и многие другие распространённые в народе заблуждения на эту тему. Всё сугубо индивидуально. Многое при вынесении решения суда относится на усмотрение судьи. Многое также зависит от обоснованности позиции сторон нормами закона, доказанности тех или иных обстоятельств, на которые ссылаются стороны. Как сказала мне одна судья после вынесения решения по одному из такого рода споров, «я сама не знала, какое решение принять». Важную роль поэтому в судебном разбирательстве играет грамотность защиты обеих сторон процесса. Какие-то детали, доказательства, вроде бы, по мнению участника процесса, не существенные, могут склонить суд на ту или иную сторону. И наоборот, пламенные речи в защиту своей позиции, могут оказаться совершенно бесполезными, если нет доказательств своим словам или же если позиция не обоснована законом.

Ряд людей задают вопросы типа: «я вот подам в суд, а если проиграю, то можно будет обжаловать?» Можно-то оно можно. Только вопрос в том, что если в дело изначально заложена ошибочная позиция, или не предоставлено доказательств, или, наоборот (как это часто случается) сторона процесса наговорила «под протокол» «с три короба», в т.ч. «против себя» (не осознавая этого), там уже можно обжаловать – не обжаловать, результат будет аналогичный. Поэтому к ведению процесса надо отнестись со всей ответственностью, особенно в первой инстанции. Дело ещё в том, что кассационная инстанция рассматривает дело по материалам первой инстанции, т.е. новые доказательства в дело, как правило, не принимаются. Поэтому если в первой инстанции процесс вёлся плохо, не факт, что даже грамотное ведение его во второй – исправит ситуацию.