Совершенству нет предела |
ФНС России в целях совершенствования контрольной работы подготовлен проект Регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок, который разослан территориальным налоговым органам и может быть утвержден в ближайшее время. Данный акт свидетельствует о продолжении поиска налоговым ведомством путей оптимизации процедуры отбора налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий.
Первые шаги в этом направлении были сделаны при принятии Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@). В отличие от Концепции, обращенной в равной степени к налоговым органам и налогоплательщикам, проникнутой пафосом государственно-частного партнерства, Регламент носит характер закрытого внутриведомственного документа и скорее напоминает криминалистическую методику. В нем, в частности, не нашлось места положению о том, что выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.Однако не стоит и преувеличивать значение Регламента, который не может подменять собой нормы закона, на что прямо указано в Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679. В дополнение к критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, содержащимся в Концепции, Регламент существенно расширяет перечень возможных оснований включения налогоплательщиков в план контрольных мероприятий. К ним, например, относятся: - заявление НДС к вычету в сумме, превышающей установленное соответствующим региональным управлением ФНС РФ значение; - систематическое применение льгот, которые невозможно документально подтвердить при проведении камеральной проверки; - осуществление деятельности в отрасли, имеющей приоритетное значение; - неоднократное представление документов несвоевременно или не в полном объеме; - наличие информации из внешних источников, свидетельствующей о возможных налоговых правонарушениях, и др. Обязательному включению в проект плана выездных налоговых проверок подлежат, в частности: - крупнейшие налогоплательщики; - организации, рекомендованные к проверке в соответствии с решением комиссии по легализации налоговой базы и теневой заработной платы; - индивидуальные предприниматели и нотариусы, получившие доход по итогам предшествующего налогового периода в сумме более 100 млн рублей. Особое внимание уделяется планированию налоговых проверок: - юрлиц на стадии ликвидации и реорганизации; - «мигрирующих» налогоплательщиков; - организаций, имеющих обособленные подразделения; - контрагентов и дочерних (зависимых) обществ крупнейших налогоплательщиков. Хорошая новость ждет налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы: Регламент предписывает включать их в план проверок в исключительных случаях и только тогда, когда имеются достаточные основания предполагать их участие в схемах ухода от налогообложения. Планирование выездных налоговых проверок осуществляется согласно Регламенту на уровне МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и управлений ФНС по субъектам РФ. При этом в установленном порядке осуществляется взаимодействие и производится согласование планов проверок с Управлением контрольной работы ФНС РФ и налоговыми инспекциями. Особо отмечается, что план (проект плана) выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом. Значительное внимание уделено в Регламенте формированию информационных ресурсов о налогоплательщиках с указанием внутренних и внешних источников информации. |