Проблема задолженности не признанной безнадежной
Проблема задолженности не признанной безнадежной и не подлежащей списанию имеется у многих юридических и физических лиц.  Решения судов о признании недействительности требований по налогам, сборам, пеням и штрафам не влекут за собой непосредственное списание задолженности, как безнадежной. Как правило, суды принимают такие решения в связи с нарушением налоговыми, таможенными органами сроков на взыскание налогов (пеней). Задолженность (пеня) – не подлежит уплате в связи с тем, что согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В соответствии с п.5 ст.348 ТК РФ взыскание таможенных платежей в принудительном порядке не производится, если требование об уплате таможенных платежей не было выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги.
Согласно ст. 44 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора. Одним из таких обстоятельств является пропуск срока исковой давности по предъявлению требования по уплате налога.
Списание безнадежных долгов по налогам и сборам осуществляется в соответствии с нормами ст.59 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
- по федеральным налогам и сборам – Правительством Российской Федерации;
- по региональным и местным налогам и сборам – соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Данные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Порядок признания и списания безнадежной задолженности определен постановлением Правительства Российской Федерации № 100 от 12.02.2001 г.
Постановлением предусмотрено, «что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, …. в случае:
- ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- признания банкротом индивидуального предпринимателя;
- смерти или объявления судом умершим физического лица.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, принимается таможенным органом, перед которым имеется задолженность (п.3 постановления Правительства Российской Федерации № 100 от 12.02.2001 года).
Применение таможенными органами порядка принятия решений о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации закреплено в распоряжении Федеральной Таможенной службы №13-р от 17.01.2006 г., со ссылкой на приказ Минфина России от 14.09.2005 г. № 117н.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 100 от 12.02.2001 г., как и приказом Минфина России не предусмотрено такое основание для признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списанию, как истечение сроков давности взыскания.
То есть, имеются противоречия между Гражданским, Налоговым, Таможенным кодексами Российской Федерации и подзаконными актами – постановлением Правительства, приказом Минфина России.
Правительство принявшее постановление, вышло за пределы полномочий, делегированных ему нормами ст. ст. 44, 59 Налогового кодекса Российской Федерации, определило не только порядок списания, а основания признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, причем для организаций установило единственное основание – ликвидацию.
«Вместе с тем, руководствуясь вытекающими из Конституции Российской Федерации принципами справедливости и равенства налогообложения, а также необходимостью обеспечения налогового суверенитета государства, федеральный законодатель вправе в целях гарантирования прав налогоплательщиков, с одной стороны, и рационализации функционирования финансово-бюджетной системы – с другой, предусмотреть условия, в которых взыскание недоимки, в том числе начисленных на сумму не уплаченных в срок налогов пеней, объективно невозможно, и соответствующие основания» (определение Конституционного суда Российской Федерации от 03.04.2007 г. № 334-О-О).
Эти основания определены Налоговым кодексом Российской Федерации, в частности ст. 44 и ст. 59, ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.5 ст. 348 Таможенного кодекса Российской Федерации.
«Таким образом, основаниями признания числящейся за налогоплательщиками недоимки безнадежной, прямо установленными Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральный законодатель назвал объективные обстоятельства экономического, социального и юридического характера, наличие которых не позволяет уплатить и (или) взыскать соответствующую недоимку» (определение Конституционного суда Российской Федерации от 03.04.2007 г. № 334-О-О).
То есть, Правительство РФ не может устанавливать основания для списания задолженности, оно уполномочено определить процедуру списания. Нормы, изложенные в Налоговом кодексе Российской Федерации, являются прямыми нормами права.
К этим нормам относятся: пропуск срока исковой давности по предъявлению требования, нарушение норм законодательства, признание судебными органами недействительности требований налоговых и таможенных органов.
Однако, судебная практика по данному вопросу неоднозначна.
По моему мнению, сложившаяся ситуация требует изменений на законодательном уровне с учетом множественности юридических лиц, имеющих аналогичную проблему, экономических последствий для них.