Применение свободных цен на электроэнергию
 С 01.09.2006 г. на розничных рынках электрической энергии применяется новый порядок расче-тов, при котором электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам (п. 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постанов-лением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 (далее - Правила)). Между тем, правопримени-тельная практика не выработала единого подхода к решению вопроса о возможности распро-странения указанного порядка на правоотношения сторон, возникшие из заключенных до введе-ния в действие Правил договоров, опосредующих возмездную передачу электрической энергии (далее - договоры энергоснабжения), и предусматривающих необходимость расчетов сторон по фиксированным (регулируемым) ценам.
 Так, например, позиция Федеральной антимонопольной службы1 и Министерства промышленности и энергетики РФ2 состоит в том, что новые принципы организации расчетов, заключающиеся в примене-нии нерегулируемых цен, подлежат применению вне зависимости от изменения соответствующих дого-воров энергоснабжения. Аналогичной позиции придерживается и большинство федеральных арбитраж-ных судов округов. По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, обоснованность применения нерегулируемых цен, на-против, может быть обусловлена лишь внесением соответствующих коррективов в действующие догово-ры энергоснабжения3.

     На практике же наиболее распространена ситуация, при которой лицо, осуществляющее продажу электроэнергии (далее - энергоснабжающая организация), производит выставление лицам, приобре-тающим энергию (далее - потребители), к оплате суммы, определенные с учетом нерегулируемых (сво-бодных) цен, без внесения изменений в действующие (заключенные до 01.09.2006 г.) договоры энерго-снабжения. Причем выставляемые к оплате суммы, зачастую, существенным образом превышают сум-мы, уплачиваемые потребителями до 01.09.2006 г. за предыдущие расчетные периоды по фиксирован-ным тарифам.

     Вместе с тем, указанные действия энергоснабжающих организаций представляются неправомер-ными, а позиция правоприменительных органов, выступающих за возможность применения нерегули-руемых цен без внесения изменений в действующие (заключенные до 01.09.2006 г.) договоры энерго-снабжения, - необоснованной.

     --------------------------------------------------
      1Письмо ФАС России от 10.07.2007 г. № ЦА/11448 "О применении нерегулируемых цен при расчетах за электрическую энергию"
      2Письмо Министерства промышленности и энергетики РФ от 29.01.2008 г. № 11-99 "О применении нере-гулируемых цен на электрическую энергию"
      3Определение ВАС РФ от 22.11.2007 г. № 14425/07.

     Нормы Правил не имеют обратной силы, ввиду чего отношения сторон договора энергоснабжения, заключенного до 01.09.2006 г., должны по-прежнему строиться с учетом необходимости применения регулируемых (фиксированных) цен на электрическую энер-гию.

     Нормы Правил, предусматривающие необходимость применения нерегулируемых (свободных) цен, устанавливают иные правила определения цены договора, нежели те, что действовали до их принятия.

     При этом если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сто-рон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного дого-вора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

     Вместе с тем, нормы Правил не предусматривают необходимость их распространения на правоот-ношения, возникшие до 01.09.2006 г. Отсюда следует, что, несмотря на принятие Правил, правоотноше-ния сторон договора энергоснабжения, заключенного до 01.09.2006 г., должны по-прежнему строиться с учетом необходимости применения регулируемых (фиксированных) цен на электрическую энергию.

     Выставление энергоснабжающей организацией к оплате потребителю сумм, рассчи-танных с учетом нерегулируемых (свободных) цен, влечет за собой одностороннее измене-ние условий договора энергоснабжения о цене электрической энергии.

     В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и односторон-нее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Одно-сторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предприни-мательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Таким образом, в качестве общего правила законодательство устанавливает запрет на односто-роннее изменение условий действующего обязательства (договора).

     Вместе с тем, продажа потребителю электроэнергии по нерегулируемой (свободной) цене и, соот-ветственно, выставление ему к оплате сумм, значительно превышающих суммы, из которых он исходил при заключении договора энергоснабжения, по сути, влечет за собой одностороннее изменение условия договора о цене электрической энергии.

     Указанные действия влекут за собой нарушение ст. 310 ГК РФ, поскольку применение энергоснаб-жающей организацией нерегулируемых (свободных) цен не является результатом соглашения сторон, а осуществляется в одностороннем порядке.

     Применение нерегулируемых (свободных) цен возможно в данном случае лишь по соглашению сторон договора энергоснабжения.

     Принятие в период действия договора энергоснабжения Правил, предусматриваю-щих применение с 01.09.2006 г. нерегулируемых (свободных) цен, в результате чего покуп-ная стоимость энергии для потребителя существенно возрастает, является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

     В силу п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не пре-дусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается сущест-венным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

     Очевидно, что принятие в период действия договора энергоснабжения правового акта, предусмат-ривающего необходимость применения нерегулируемых (свободных) цен на электроэнергию, в результа-те чего ее покупная стоимость для потребителя существенным образом увеличилась, является сущест-венным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договоров энерго-снабжения и позволяет сторонам инициировать кампанию по изменению (расторжению) действующих договоров.

     Между тем, действующее законодательство не предусматривает существенное изменение обстоя-тельств в качестве основания одностороннего изменения условий действующих договоров.

     Применение нерегулируемых (свободных) цен влечет для потребителей-перепродавцов электроэнергии существенные убытки.

     В силу ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.03.2005 г. № 35-ФЗ "Об элеткроэнергетике", ст. 2 Фе-дерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электриче-скую и тепловую энергию в РФ" цены (тарифы) на электрическую энергию подлежат государственному регулированию.

     В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 41-ФЗ срок действия установленных тарифов не может быть менее 1 финансового года.

     Существенно, что утвержденные до 01.09.2006 г. для потребителей-перепродавцов электроэнергии тарифы на реализуемую ими электрическую энергию, формировались без учета необходимости приоб-ретения ими энергии для последующей реализации по нерегулируемым (свободным) ценам (значительно превышающим регулируемые цены, из расчета которых и рассчитывались тарифы).

     До внесения в заключенные до 01.09.2006 г. договоры энергоснабжения изменений относительно применяемых тарифов, данная ситуация возможна и в последующие периоды тарифного регулирования.

     В результате этого тарифы на реализуемую потребителями-перепродавцами электроэнергию могут не покрывать стоимость приобретаемой ими (с учетом нерегулируемых (свободных) цен) энергии. В свя-зи с этим покупка энергии по нерегулируемым (свободным) ценам в условиях отсутствия возможности корректировки установленного тарифа на реализуемую электроэнергию в течение 1 финансового года с момента его утверждения, может повлечь за собой существенные убытки потребителей-перепродавцов.