Предъявление претензии и судебного иска в делах о защите прав потребителей
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить требования продавцу либо изготовителю товара (импортеру).

Однако состав требований, предъявляемых к продавцу и изготовителю, различен. К изготовителю (импортеру) можно предъявить одно из следующих требований:

- о безвозмездном устранении недостатков товаров или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- о замене на такой же товар аналогичной марки (модели, артикула);

- о возврате уплаченной суммы с возвращением товара изготовителю.

Как правило, покупатель вправе предъявить свои требования продавцу в связи с недостатками товара, обнаруженными только в пределах сроков, которые определены законом.

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.

Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, в течение гарантийного срока.

Гарантийный срок на комплектующие изделия может быть меньше или больше, чем на основное изделие. Потребитель вправе предъявлять претензии к комплектующим в течение того гарантийного срока, который больше.В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.

За недостатки, обнаруженные покупателем в срок до 2 лет со дня передачи ему товара, несет ответственность продавец (даже если гарантийный срок товара уже истек), если покупатель докажет, что они возникли до передачи ему товара (или по причинам, возникшим до этого).Срок обнаружения недостатков отсчитывается с момента принятия товара покупателем. Если день передачи установить невозможно, его исчисляют со дня изготовления товара.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки устанавливаются с момента наступления соответствующего сезона, который определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

В случае, если все сроки прошли, требование все же может быть предъявлено, но только при выявлении существенного недостатка, только изготовителю товара и только о безвозмездном устранении таких недостатков. Потребитель должен доказать, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента, доказывая тем самым отсутствие своей вины в нарушении соответствующих правил пользования, хранения или транспортировки товара.

От "сроков обнаружения недостатков переданного товара" необходимо отличать «сроки извещения продавца о ненадлежащем исполнении обязательств по договору купли-продажи».

Покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.

В противном случае продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.

В случае если продавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора купли-продажи, он не вправе ссылаться на данные положения.Не все граждане охотно обращаются в суд: процедура эта непростая и отнимает много времени. Надо иметь в виду, что суд вправе взыскать с продавца штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, если его требования не были удовлетворены добровольно. Поэтому во многих случаях продавцы сами не заинтересованы в том, чтобы доводить дело до суда.

При обращении в суд потребитель вправе потребовать не только возврата денег, но также полного возмещения убытков, уплаты неустойки и компенсации морального вреда.

Неустойку рассчитывают, исходя из 1% от цены товара (работы, услуги) за каждый день просрочки удовлетворения требований потребителя. Размер возмещения морального вреда не ограничен и определяется судом. Доказывать свою невиновность должен продавец товара (услуги). Но из этого правила есть исключение. Если претензии к качеству товара потребитель не предъявил в период гарантийного срока, доказывать, что дефекты возникли по вине продавца, придется самому потребителю.

Иски предъявляются в суд по месту жительства истца либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. По таким искам потребитель освобождается от уплаты госпошлины.

С судебным иском о нарушении прав потребителя могут обращаться:

- сам потребитель;федеральный антимонопольный орган;

- федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

- органы местного самоуправления;общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя;

- группы потребителей или неопределенный круг потребителей.

При обращении в суд необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в 3 года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований. Так, например, срок исковой давности по искам о ненадлежащем качестве работы по договору подряда установлен в 1 год. Если для определенных отношений не установлены специальные сроки исковой давности, то применяется общий срок.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда гражданин узнал или должен был узнать о нарушении своего права либо когда возникает право требовать исполнения обязательства. Если срок исковой давности, не превышающий 6 месяцев, пропущен гражданином по причинам, признанным уважительными или такие причины имели место в последние 6 месяцев срока (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), суд в исключительных случаях может этот срок восстановить.

На некоторые требования исковая давность вообще не распространяется. В частности, это относится к требованиям вкладчиков к банку о выдаче вкладов, к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.