Потепление инвестиционного климата
 В начале мая вступил в силу закон о порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ, принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации в апреле. Цель принятия закона - защита национальных интересов и оптимизация законодательства в сфере регулирования иностранных инвестиций. Закон должен сделать картину инвестиционных отношений в нашей стране более понятной для иностранных партнеров.
Елена Полеонова,
руководитель юридической службы
правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»

     Характерная черта мировой экономики в последнее десятилетие - активное передвижение капитала между государствами и развитие инвестиционных отношений. Развивающиеся государства – а к этой категории можно отнести практически любую страну, чья экономика не стоит на месте - живо заинтересованы в привлечении и эффективном использовании иностранных капиталовложений, новейших технологии, управленческого опыта. В то же время любое развивающееся государство стремится не утратить свой суверенитет, не попасть в зависимость, в том числе и экономическую, от других стран и транснациональных компаний.

     Сегодня иностранные инвестиции в России регулируются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» и международными договорами. Инвестиции в нашу экономику представляют собой в основном вложения капитала в доли и акции российских предприятий, в объекты лизинга, в исключительные права на интеллектуальную собственность. Иностранным инвестором может быть иностранное юридическое лицо, само иностранное государство, его гражданин или международная организация.

     В этом законе, принятом еще в 1999 году, установлено, что условия для иностранных инвесторов не могут быть менее благоприятными, чем правовой режим работы российских инвесторов, кроме случаев, когда необходимо защитить основы конституционного строя либо обеспечить оборону страны и безопасность государства. Такие ограничения, необходимые для защиты общественной морали, охраны жизни и здоровья человека, природных ресурсов и национальных сокровищ материальной, художественной, исторической или археологической ценности, полностью укладываются в традицию международного права. Однако кроме декларирования, этот закон не содержит реальных механизмов защиты национального достояния. Были и есть нормы об ограничении перемещения ценностей через границу, однако их вряд ли можно назвать полноценной защитой стратегических интересов России – ущерб ценностям можно нанести и не вывозя их за границу, не говоря уже о потерях в таких отраслях, как космос и ядерные исследования.

     По прошествии почти 10 лет, 7 мая 2008 года, законодательство в сфере иностранных инвестиций, наконец, было модернизировано - вступил в силу Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Закон ограничивает участие иностранных инвесторов в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, или пользующихся недрами федерального значения. Доступ иностранного капитала к ним ограничивается с помощью запрета сделок, которые приводят к установлению контроля над такими предприятиями.

     Контролем иностранного капитала называется ситуация, когда иностранный инвестор имеет право распоряжаться более чем пятьюдесятью (а в отдельных случаях – более чем десятью) процентами акций, составляющих уставный капитал, определяет решения, принимаемые обществом, имеет право назначать исполнительный орган общества или имеет полномочия управляющей компании.

     В законе перечислены виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства (отсутствие такого перечисления в законе 1999 г. было большим недочетом) – это деятельность, связанная с космосом и радиоактивными отходами, военной и авиационной техникой, торговлей, вооружением, разведкой и добычей полезных ископаемых на участках недр федерального значения и т.п.

     Пожалуй, самая существенная новелла законодательства, регулирующего поток иностранных инвестиций, состоит в том, что совершение некоторых сделок теперь допускается только после их согласования с правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Такого согласования требуют сделки, которые приводят к установлению контроля иностранного инвестора над предприятием, имеющим стратегическое значение для России.

     Правительственная комиссия – орган, самого высокого из возможных уровней, дающий разрешение на иностранные вложения в стратегическое предприятие. Пока новый закон находился на стадии законопроекта, не раз звучали предложения отдать полномочия принятия такого решения отдельному ведомству.

     Перед принятием решения Правительственной комиссией проводится проверка: анализируется возможность угрозы безопасности государства и разглашения гостайны. Комиссия может предложить инвестору сформировать органы управления общества из числа людей, имеющих допуск к гостайне, или поставить условие, что организация должна продолжать выполнять оборонный госзаказ. При отказе инвестора от этих условий комиссия имеет право отказать в предварительном согласовании сделки. Рассмотрение споров о правомерности решений комиссии находится в компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, ее решения невозможно оспорить в общем порядке.

     Последствия сделок совершенных с нарушением перечисленных требований, весьма неблагоприятны – сделка признается недействительной, а иностранный инвестор может лишиться права голоса на общем собрании акционеров.

     К новшествам относится и то, что закон об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, разрешает проводить оперативно-розыскные мероприятия для выяснения того, нет ли над стратегическим предприятием контроля иностранного инвестора.

     Действие закона традиционно не распространяется на сделки, совершенные до вступления его в силу, но иностранный инвестор обязан в течение полугода сообщить в уполномоченный орган о владении пятью и более процентами акций (долей) стратегического предприятия.

     Одновременно с принятием нового закона об инвестициях были внесены существенные изменения в закон РФ «О недрах»: в поправках дано четкое определение того, какие участки недр имеют федеральное значение. Например, это участки, содержащие месторождения урана, алмазов, запасы нефти от 70 миллионов тонн, запасы газа от 50 миллиардов кубических метров, запасы золота, меди, запасы недр внутренних морских вод, континентального шельфа и так далее. Уточнен порядок, условия и основания пользования этими недрами. В целях обеспечения России стратегическими и дефицитными видами полезных ископаемых формируется федеральный фонд резервных участков недр, запасы из которого в пользование не предоставляются.

     Без таких поправок в закон «О недрах» нельзя было бы определить, например, относится ли добыча полезных ископаемых в том или ином месте к виду деятельности стратегического значения, и, соответственно, применимы ли к такой деятельности ограничения, установленные в новом законе о порядке инвестиций в общества, имеющие стратегическиое значение.

     Ждать позитивной реакции на все эти изменения нашего законодательства от иностранных экспертов было бы нелогично, несмотря на то, что новый закон только конкретизирует нормы закона об иностранных инвестициях 1999 года, и в нем нет кардинальной “смены курса”.

     Другое дело, что принятых новым законом изменений явно недостаточно. В законе «Об иностранных инвестициях» осталось множество декларативных статей. Например, государственные гарантии соблюдения прав иностранных инвесторов на территории России не имеют действенных механизмов реализации этих гарантий, а существенные положения названного закона требуют принятия дополнительных нормативных актов органами исполнительной власти. О надежности гарантий, предоставляемых законом, пока говорить не приходится.

     Вместе с принятием необходимых мер по защите национальной самостоятельности нужно работать над улучшением инвестиционного климата в России в целом. Законодатель, вероятно, предполагал, что дополнительные сложности для вложения иностранного капитала должно привести к репатриаций российского, выведенного ранее за рубеж, тогда как для того, чтобы российский капитал оставался в стране, ему нужна стабильность, безопасность и защита, и разумная налоговая политика – это очевидно.