Особая зона таможенного контроля
 Вступил в силу Приказ ФТС РФ от 06.12.2007 № 1497 «Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения». Как именно следует обустроить помещение, чтобы получить разрешение и быть включенным в Реестр владельцев складов временного хранения?
Правовой статус складов временного хранения (далее — СВХ) регулируется рядом статей Таможенного кодекса РФ (далее — ТКРФ), однако столь серьезный институт требует более детальной правовой регламентации. Территория СВХ призвана прежде всего обеспечить сохранность товаров и проведение в отношении этих товаров таможенного контроля, исключая допуск к ним посторонних лиц. Приказ ФТС РФ от 06.12.2007 № 1497 (далее — Приказ) уточняет обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ для целей обеспечения таможенного контроля.

     Деятельность юридических лиц в качестве владельцев складов временного хранения допускается лишь при условии включения их в соответствующий Реестр (ст. 18 Таможенного кодекса РФ).

     Обустройство склада

     Как обустроить СВХ, в общих чертах прописано в ст. 107 ТК РФ. Новый Приказ расширяет данные требования, фиксируя закрытый перечень из 8 пунктов:

     для складов открытого типа помещения только в наземных зданиях и сооружениях;

     обязательное наличие подъездных путей с учетом используемого вида транспорта;

     наличие крытой площадки для проведения таможенного досмотра;

     ограждение прилегающей охраняемой территории с твердым покрытием;

     учитывая специфику склада, ограждение либо обозначение на местности открытой площадки;

     недопустимость нахождения на территории объектов, не связанных с функционированием и обеспечением работы СВХ;

     необходимо приспособленное и обустроенное помещение для товаров с особыми условиями хранения;

     наличие контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы СВХ.

     Пунктом 11 Приказа ФТC РФ от 31.10.2007 № 1352 «Об утверждении административного регламента ФТС по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения» определяется, что сведения о наличии помещений и открытых площадок подлежат проверке с выездом в места их расположения.

     Оборудование

     Большая часть Приказа посвящена требованиям, предъявляемым к оборудованию СВХ как в части обустройства, так и в части материально-технического оснащения.

     К оборудованию СВХ в части обустройства можно отнести необходимость наличия подъездных путей к частям помещения и даже их изоляция (ограждение), если такое помещение предполагается использовать одновременно для хранения товаров, помещенных под режим таможенного склада, и товаров, находящихся на временном хранении.

     В части материально-технического оснащения к оборудованию СВХ относятся:

     технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а также досмотровая рентгеновская техника, количество, тип которых таможня устанавливает самостоятельно или по согласованию с вышестоящим таможенным органом, учитывая соответствующие стандарты. (Устанавливая такие средства, не лишним будет ознакомиться с Письмом ГТК от 25.02.2004 № 01-06/6918.);

     выделенные в локальной вычислительной сети сегменты, оснащенные соответствующими средствами защиты информации для работы таможенного органа, а также канал связи для приема-передачи данных о доставке товаров и их таможенном оформлении с необходимой для этих целей скоростью передачи информации;

     весовое оборудование с различными пределами взвешивания;

     автоматизированная система учета товаров, совместимая с программными продуктами, разрешенными для использования таможней;

     телефонная, факсимильная связь, оргтехника и множительная техника;

     погрузочно-разгрузочная техника в количестве, достаточном для полной выгрузки товара. (Понятие «транспортное средство» для целей главы 12 «Временное хранение товаров» дано в примечании к ст. 107 ТК РФ.)

     Приказ изобилует положениями, требующими серьезного и взвешенного изучения профильными специалистами.

     Например, наличие так называемой Системы — электронной системы размещения и учета товаров (для СВХ, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров) — должно корреспондироваться ее совместимостью с другими программными продуктами, разрешенными для использования таможенными органами. Это позволяет таможне в режиме реального времени контролировать размещение и нахождение товаров в ячейках, проводить осмотр, измерение и ряд других действий. Безусловно, важное требование — возможность таможенного органа, используя Систему, запрещать определенные действия, а также закрывать доступ к товарам путем электронной блокировки ячеек.

     С особой тщательностью потенциальные владельцы СВХ должны изучить положения, касающиеся именно материально-технического оснащения склада, учитывая, что наличие этих сведений должно быть отражено в заявлении о включении их в Реестр владельцев СВХ (подп. 4 п. 2 ст. 110 ТК РФ).

     Место расположения СВХ

     На первом месте требований — расположение СВХ по одному почтовому адресу либо в пределах неразрывной по периметру территории в районе деятельности таможенного поста, выдающего свидетельство о включении в Реестр владельцев СВХ. Об этом также свидетельствует принятое ранее и действующее в настоящее время Письмо ГТК РФ от 25.02.2004 № 01-06/6906 «О складах временного хранения».

     Наличие подъездных путей у СВХ, расположение в разумной близости от транспортных узлов и магистралей для доставки товаров от таможенной границы РФ также относятся к числу обязательных для исполнения требований.

     Есть в Приказе и прямой запрет: СВХ «не могут располагаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортом оборудовании любых видов» (п. 4 Приказа).

     Минимальные требования к месту расположения СВХ, обозначенные в Приказе, по существу, нуждаются в конкретизации. В то же время нельзя забывать положения п. 2 ст.107 ТК РФ, согласно которым к СВХ должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита. Такая территория является зоной таможенного контроля, а транспортные средства, перевозящие под таможенным контролем товары, могут въезжать в данную зону в любое время суток.

     Интересная особенность: в соответствии с п. 5 Приказа «по решению таможни» отдельные требования к обустройству и оборудованию складов закрытого типа могут не применяться, главное — соблюсти п. 1 ст.107 ТК РФ: сохранность, отсутствие посторонних лиц, наличие подъездных путей.

     Получается, для складов закрытого типа совершенно не конкретизируется, что обязательно нужно предусмотреть, обеспечивая проведение таможенного контроля.

     Для справки: кто может осуществлять хранение товаров на такого рода складах, уточняется в Письме ФТС от 20.10.2006 №04-22/36802 «О складах временного хранения закрытого типа».

     Обязательные знания

     Положения Приказа затрагивают в той или иной степени всех участников ВЭД, так как СВХ — зона таможенного контроля. Открывая СВХ или решая воспользоваться его услугами, обязательно следует учесть, что:

     владелец склада СВХ — российское юридическое лицо, включенное в Реестр (п. 1 ст. 108 ТК РФ);

     для арендуемых под СВХ помещений срок аренды должен быть не менее одного года на день подачи заявления о включении в Реестр владельцев СВХ (п. 2 ст. 109 ТК РФ);

     характер договорных отношений между владельцем СВХ и лицами, помещающими товары на хранение, публичный (п.3 ст. 108 ТК РФ);

     обязательное условие для включения в Реестр владельцев СВХ – наличие договора страхования гражданской ответственности, учитывая особенности ст. 109 ТК РФ;

     в соответствии с Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 03.08.2005 № 220 аттестуются СВХ, осуществляющие таможенное оформление подкарантинной продукции, в целях охраны территории Российской Федерации;

     в действующем Постановлении Правительства РФ от 23.10.98 № 1235 описаны меры по ускорению таможенного оформления технологического оборудования, находящегося на СВХ и таможенных складах;

     необходимо уплачивать таможенные платежи в соответствии со ст. 399 ТК РФ (подп. 1 п. 2 ст. 109 ТК РФ). Таможенные органы направляют в соответствующие подразделения письменные запросы по уплате таможенных платежей, ответ на которые дается в течение одного дня (п. 11 Приказа ФТC РФ от 31.10.2007 № 1352);

     в некоторых случаях товары на СВХ могут быть помещены таможенными органами. Вознаграждение владельцу склада за хранение и возмещение убытков может осуществляться как за счет определенных лиц, так и за счет средств федерального бюджета в пределах документально подтвержденных затрат (ст. 118 ТК РФ).

     Достаточно сложно в части выполнения на практике требование об исключении доступа посторонних лиц к СВХ (п. 1 ст.107 ТК РФ). Понятие «постороннее лицо» отчасти можно вынести из положения указанной статьи. Согласно ей это лицо, не являющееся работником склада, не обладающее полномочиями в отношении товаров либо не являющееся представителем лиц, обладающих такими полномочиями.

     Обязательно ли исполнять?

     Рассматриваемый Приказ наиболее полно регламентирует обустройство СВХ и ориентирован на «практическое применение» таможенными органами. В то же время Приказ изобилует обобщенными и подчас нигде не уточненными формулировками, что может усложнить выполнение означенных в нем требований, вынуждая к бесконечному согласованию с таможенными органами прописанных положений.

     Открытие СВХ для участника ВЭД — серьезная экономия денежных средств. Поэтому исполнение содержащихся в нем требований крайне важно для юридических лиц — в противном случае им будет отказано во включении в Реестр владельцев СВХ