Оказание услуг общественного питания через торговые автоматы
Одним из видов услуг общественного питания является предпринимательская деятельность через торговые автоматы. 

Согласно ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" предприятие-автомат - это предприятие, осуществляющее реализацию продукции определенного ассортимента через торговые автоматы.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах система налогообложения в виде ЕНВД может применяться к деятельности в сфере розничной торговли и услуг общественного питания через объекты, не имеющие торговых залов (залов обслуживания), торговля через автоматы может подпадать под ЕНВД. Но исчисление этого налога зависит от типа торгового автомата и вида торговой площади, на которой он находится.

Единый налог на вмененный доход

Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ (далее - Закон N 101-ФЗ) "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в п. 2 ст. 346.26 НК РФ с 1 января 2006 г.
Согласно ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
При этом специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. ст. 13 - 15 НК РФ.
К специальным налоговым режимам, в частности, относится система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.
В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
Статьей 346.27 НК РФ установлено, что услуги общественного питания - это услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
Объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов относятся киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания.
В связи с принятием Федерального закона от 12.10.2005 N 129-ФЗ в случае, если представительные органы муниципальных районов и городских округов до 1 января 2006 г. не примут нормативный правовой акт о введении ЕНВД, до 1 января 2007 г. применяются положения закона субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок введения в действие системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный налог, и значения коэффициента К2.
Законом N 101-ФЗ полномочия местных органов по установлению порядка введения ЕНВД исключены - им оставили право определения видов деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, а также значения коэффициента К2.
Таким образом, с 1 января 2006 г. в целях применения ЕНВД объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, считается объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей. К указанным объектам, в частности, относятся торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания (пп. 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Торговые автоматы признаются в соответствии с положениями ст. 346.27 НК РФ объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, следовательно, в случае использования налогоплательщиком торговых автоматов для организации общественного питания данный налогоплательщик обязан применять систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Применение контрольно-кассовой техники

В соответствии с абз. 8 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) налогоплательщики в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при разносной мелкорозничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).
На основании п. 24 разд. 2 ГОСТ Р 51303-99, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст, мелкорозничная (торговая) сеть - торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. В примечании к данному пункту указано, что к передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы.
Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) уже несколько раз продлевала срок, в течение которого организации могли продавать товары через торговые автоматы, не применяя ККТ. В последний раз срок продлен до 1 января 2005 г., после чего Комиссия была расформирована. Функцию ГМЭК по ведению реестра ККТ теперь выполняет Управление радиоэлектронной промышленности Роспрома. Однако письменные разъяснения о применении кассовых аппаратов при реализации товаров через автоматы до сих пор не выпущены.
Существуют официальные разъяснения по этой проблеме: Письма МНС России от 27.02.2004 N 33-0-11/153 "О применении торговых автоматов", ФНС России от 18.05.2006 N ММ-6-06/511@ и Роспрома от 24.04.2006 N СП-1386/16 "По вопросу применения торговых автоматов", содержание которых подтверждает возможность использования торговых автоматов до принятия Правительством Российской Федерации постановления о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники, и принятия соответствующих разъяснений управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.
В настоящее время, с одной стороны, использовать автоматы без ККТ нельзя - нарушается закон, с другой - не понятно, какие фискальные регистраторы устанавливать на автоматы. Представляется, что, поскольку пока соответствующие нормативно-правовые акты не приняты и не установлены основания применения ст. 14.5 КоАП РФ, у налоговых органов отсутствуют основания для привлечения лиц к ответственности в соответствии с указанной нормой, так как расширительное толкование норм о юридической ответственности недопустимо.
Несмотря на сложности применения ККТ по причине законодательного пробела, суды в рассматриваемом вопросе встают на сторону налогоплательщиков. В частности, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 11.01.2005 N А33-17884/04-С6-Ф02-5524/04-С1 правомерно признал незаконным постановление налогового органа о привлечении к административной ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения ККТ, поскольку законом не предусмотрена обязанность по применению данной техники при продаже товаров через торговые автоматы.

Учет выручки

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" унифицированные формы первичных учетных документов, а также указания по их применению и заполнению разрабатывались и утверждались Госкомстатом России (в настоящее время функции Госкомстата России выполняет Росстат).
На основании Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны предусматривать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Таким образом, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю через торговые автоматы, можно использовать бланки, предложенные Госкомстатом России. На сегодняшний день существует несколько унифицированных форм для учета выручки торговых автоматов, например форма N 25-ОН "Акт на подсчет торговой выручки, изъятой из сменных касс" (оборотная сторона квитанции на прием-сдачу сменных касс торговых автоматов).
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе самостоятельно разработать формы первичной документации для учета выручки от торговых автоматов. Обязательное условие - бланк должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом "О бухгалтерском учете".