О материнском капиталле
Меры финансовой поддержки семей с детьми, которыми до недавнего времени государство пыталось поправить положение в первую очередь пенсионной и банковской систем, наконец начинают хотя бы в некоторой мере учитывать интересы самих молодых родителей.

Соответствующие поправки в законодательство утверждены Федеральным законом от 28.07.2010 № 241-ФЗ.

Кому помогал материнский капитал.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на выплаты имеют:

– женщины, родившие или усыновившие второго ребенка после 31 декабря 2006 г.;

– женщины, родившие или усыновившие третьего ребенка или последующих детей после 31 декабря 2006 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры господдержки;

– мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей и ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу после 31 декабря 2006 г.

Право на эти выплаты, названные «материнским капиталом», согласно ст. 7 Закона может быть реализовано по общему правилу только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка. То есть предусмотренные Законом сертификаты на маткапитал стали выдаваться не ранее 2010 г. Единственным исключением из этого правила является норма п. 6.1 ст. 7 Закона, в соответствии с которой средства могут быть выданы в любое время в случае необходимости их использования на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение жилья, включая ипотечные кредиты.

Поскольку до недавнего времени родители не могли получать на руки ни копейки из маткапитала, эти средства могли быть переведены либо в банк, в котором родители имели неосторожность оформить ипотечный кредит, либо в Пенсионный фонд для инвестирования в накопительную часть пенсии. Крайне низкая популярность второго варианта может свидетельствовать о том, что идея за счет собственных средств поддержать пенсионную систему в условиях предложений о повышении пенсионного возраста закономерно не вызывает энтузиазма. Третьим вариантом исходя из ст. 7 и ст. 11 Закона № 256-ФЗ может стать оплата из средств маткапитала образования ребенка, что, так же как и «пенсионная» схема, отодвигает срок использования этих средств в отдаленное будущее.

Уровень социальной ответственности государства и корреспондирующий ему уровень доверия общества таковы, что естественным представляется желание получить обещанные деньги в максимально короткие сроки. Напомню, что базовый размер материнского капитала, установленный ст. 6 Закона № 256-ФЗ, составляет 250 тыс. рублей. С учетом индексации его размер в 2010 г. равняется 343 378 рублей.

Однако единственным вариантом краткосрочного инвестирования средств маткапитала до недавнего времени было улучшение жилищных условий путем оплаты ипотечного кредита. В условиях завышенной кредитной ставки и завышенных цен на недвижимость принудительное опосредование улучшения жилищных условий кредитными отношениями является мерой поддержки банковской системы, а не молодых родителей.

Вплоть до июля 2010 г. столь широко рекламируемая мера поддержки в силу механизма реализации не могла считаться действенной помощью гражданам, являясь в первую очередь популистски оформленной схемой перевода бюджетных средств в распоряжение финансовых институтов.

В помощь строителю.

Поправками, внесенными Законом от 28.07.2010 № 241-ФЗ в законодательство о господдержке семей, наконец создаются механизмы, позволяющие предусмотренным Законом № 256-ФЗ денежным средствам стать подспорьем и для самих молодых родителей.

Важнейшей является поправка в п. 1 ст. 10 Закона № 256-ФЗ. В соответствии с ней средства маткапитала отныне могут быть направлены на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства (ОИЖС), осуществляемые гражданами без привлечения подрядчика, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Детализирован и порядок распоряжения этими средствами. Так, средства в пределах 50% суммы маткапитала выдаются на строительство (реконструкцию) ОИЖС при представлении следующих документов:

– копий правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществляется строительство (реконструкция) ОИЖС;

– копии разрешения на строительство;

– копии свидетельства о праве собственности лица на ОИЖС (в случае его реконструкции);

– письменного обязательства лица, на которое оформлено разрешение на строительство, в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием маткапитала, в общую собственность родителей, получивших маткапитал, и их детей.

Оставшаяся часть маткапитала выдается на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня выплаты первой части. Для этого необходимо представить документ органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, которым подтверждается факт проведения работ по строительству ОИЖС (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции ОИЖС.

При общей положительной оценке поправок вызывает вопросы требование п. 1.2 ст. 10 Закона № 256-ФЗ о том, что в результате реконструкции за счет маткапитала общая площадь жилых помещений реконструируемого объекта должна быть увеличена не менее чем на учетную норму площади жилого помещения. В противном случае вторая часть маткапитала за уже построенный объект не выплачивается. Очевидно, законодатели не знают, что за неполные 350 тыс. рублей пристроить к дому даже «учетные» 9 кв. м (именно такая норма жилплощади установлена например, в Подмосковье) можно лишь в районах, весьма удаленных от мегаполисов.

То же ограничение присутствует и в порядке выдачи средств материнского капитала на компенсацию затрат за уже построенный (реконструированный) ОИЖС. Кроме того, от заявителя потребуют следующие документы:

– копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществлено строительство (реконструкция) ОИЖС;

– копию свидетельства о праве на построенный ОИЖС, возникшем не ранее 1 января 2007 г., либо на реконструированный после 1 января 2007 г. ОИЖС – независимо от даты возникновения указанного права;

– письменное обязательство лица, на которое оформлено разрешение на строительство, в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием маткапитала, в общую собственность родителей, получивших маткапитал, и их детей.

Нельзя не приветствовать закрепленное новеллами решение продлить действие программы по выплате единовременной помощи за счет средств маткапитала. Напомню, что лица, получившие государственный сертификат на маткапитал, имеют право на единовременную выплату в размере 12 тыс. рублей. Согласно ст. 2 Закона № 241-ФЗ отныне заявление о предоставлении единовременной выплаты подается:

– не позднее 31 декабря 2010 г. – в случае, если право на дополнительные меры господдержки возникло с 1 января 2007 г. по 30 сентября 2010 г. включительно;

– не позднее 31 марта 2011 г. – если право на дополнительные меры господдержки возникает с 1 октября 2010 г. по 31 декабря 2010 г. включительно.

Ранее по ст. 10 Закона от 28.04.2009 № 72-ФЗ заявление на единовременную выплату должно было быть подано не позднее 31 марта 2010 г.

Простор для совершенства.

Несмотря на то что в целом поправкам в законодательство о материнском капитале можно дать положительную оценку, в этой сфере остается широчайший простор для развития.

За рамки собственно законодательного регулирования выходит важнейший вопрос – вопрос о размере материнского капитала. В Москве, например, установленной в настоящее время суммой можно оплатить в лучшем случае два года обучения в престижном вузе. За эти же деньги можн'о приобрести недвижимость площадью 2 кв. м – параметры, которые приличествуют не рождению человека, а скорее прямо противоположному поводу.

Не менее существенным является вопрос: почему право на пособие возникает только раз в жизни (по общему правилу – при рождении или усыновлении второго ребенка)? Меры социальной поддержки тем важнее для семьи, чем больше в ней детей. Сейчас в России многодетных семей совсем немного, а потому предоставление права на маткапитал дважды или трижды в жизни для матери пяти или шести детей едва ли создаст чрезмерные дополнительные нагрузки на бюджет. Вместе с тем подобная мера могла бы стать существенным стимулом повышения рождаемости, а значит, и мерой борьбы с депопуляцией.

Не вполне понятны и такие ограничения, как возможность обратиться за маткапиталом только после достижения ребенком возраста трех лет, а также рассмотренное выше требование об учетной норме жилплощади.

Многие проблемы молодых родителей могло бы решить закрепление в законе закрытого перечня документов, необходимых для получения маткапитала. В настоящее время на практике от родителей, помимо перечисленных в Законе, могут требовать множество других справок, причем их перечень становится предметом торга. Это, в свою очередь, служит еще одной возможностью для вымогания взяток – просто за то, чтобы родители могли надеяться получить собственные деньги.

Наконец, сомнительным представляется требование о том, что жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств маткапитала, оформляется обязательно в общую собственность родителей и детей с определением размера долей по соглашению. Понятно стремление законодателя обеспечить имущественные права всех членов семьи, однако на практике избранный механизм «заботы» создает проблемы при распоряжении общим имуществом.

Устранение хотя бы части этих и других недоработок, равно как и дальнейшее расширение перечня разрешенных вариантов использования материнского капитала, позволит сделать эту меру социальной защиты действенным способом поддержки молодых семей.

 
турецкая сауна екатеринбург