Не только для росфиннадзора
 Приказом Минфина России от 06.11.2007 №98н утвержден Административный регламент Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля. Несмотря на то что данный документ предназначен прежде всего для должностных лиц Росфиннадзора, в нем содержится много важных положений и для участников внешнеэкономической деятельности. Данный нормативный акт был зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2008 №11068 и должен вступить в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (п. 8, 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763). На сегодняшний день документ официально не опубликован и соответственно не применяется.
Регламент посвящен исполнению Федеральной службой финансово-бюджетного надзора функций органа валютного контроля и принят в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

     К сведению: ранее действовала Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ (утв. Приказом Минфина России от 14.04.2000 № 42н). Инструкция устанавливала порядок как исполнения функций органа валютного контроля, так и последующего финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

     При этом новый Регламент значительно превышает ранее действующий нормативный акт по объему и более полно регламентирует порядок проведения проверок.

     Основные положения

     В Регламенте определено, что контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Основное внимание в документе уделено плановым проверкам: определен порядок планирования контрольно-надзорных мероприятий, в том числе территориальными органами Росфиннадзора, срок проверки (до 45 рабочих дней) и порядок его продления (до 30 рабочих дней), перечень запрашиваемых документов, документооборот, перечень должностных лиц и ряд других вопросов.

     Пунктом 62 Регламента установлено, что «план территориального органа в части проверок в сфере валютного контроля формируется с учетом временного и трудового резерва для выполнения плана внеплановых проверок (до 70% от общего объема проверок)».

     Кроме того, в Регламенте определены требования к акту проверки, его содержание и сроки передачи проверяемому лицу и административному органу. Такие положения содержались и в ранее действующей Инструкции, однако в данном документе порядок составления, требования к содержанию, полномочные должностные лица и другие вопросы освещены более подробно.

     Регламент определяет требования к организации работы Росфиннадзора (территориальных органов) при осуществлении государственной функции органа валютного контроля, в том числе время и порядок работы, адреса и контактные данные, адрес веб-страницы в сети Интернет, формы внутренних документов службы, а также содержит иную справочную информацию.

     Интересное нововведение коснулось разрешений, полученных резидентами в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (раздел 2.9 Регламента). Здесь речь идет о выданных органом валютного контроля разрешениях, в соответствии с которыми установленные Федеральным законом ограничения не применяются к валютным операциям, счетам (включая их режим) резидентов в банках за пределами территории РФ, а также к случаям незачисления на счета резидента в уполномоченных банках получаемой им иностранной валюты, если для совершения валютной операции, открытия такого счета, а также незачисления иностранной валюты резидентом до вступления в силу указанного Федерального закона были получены разрешения органа валютного контроля.

     В разделе установлены порядок и сроки проверки представленных документов и информации, которые представляются лицом, обладающим разрешением, порядок прекращения действия разрешения в случае выявления нарушений.

     Отличительные особенности

     Помимо более полного определения процедуры и сроков проведения проверок, новый Регламент содержит ряд других существенных отличий от Инструкции. Даже само наименование проводимых мероприятий в них различается: теперь используется термин «проверка» вместо терминов «ревизия» и «проверка», что само по себе способствует ясности в толковании положений нормативного акта. Впервые указана очередность проведения плановых проверок: они должны проводиться не чаще чем 2 раза в год в отношении одного и того же лица (п. 25, 33 Регламента). В ранее действующей Инструкции данный вопрос вообще не затрагивался.

     Так и не регламентировано

     Про очередность внеплановых проверок в Регламенте ничего не сказано, поэтому проверяющие, как и раньше, смогут проверять хозяйствующие субъекты без всяких ограничений (в свое время на основании действующей на тот момент Инструкции аналогичный вывод был сделан в Письме Министерства финансов РФ от 30.11.99 №04-00-11). Таким образом, контролирующие органы по-прежнему будут ссылаться на положение ст. 24 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которой резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

     Напомним: проверки соблюдения резидентами валютного законодательства не подпадают под действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который устанавливает дополнительные требования к проведению проверок и дополнительные гарантии для проверяемых хозяйствующих субъектов.

     Административное производство

     Значительная часть документа посвящена производству по делам об административных правонарушениях в сфере валютного законодательства с охватом всех стадий административного производства.

     Основное внимание уделяется «профильной» статье КоАП РФ — 15.25, хотя рассмотрены и случаи привлечения к административной ответственности по ст. 17.7, 19.4, 19.6, 19.7, 20.25.

     Дублирование Регламентом или отсылка к положением Кодекса КоАП РФ вполне оправданны, так как в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 11.11.2005 №679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» установлено важное положение:

     «Федеральные органы исполнительной власти не вправе устанавливать в административных регламентах полномочия федеральных органов исполнительной власти, не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность и условия введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрены Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации».

     Сразу отметим, что не все положения Регламента можно назвать бесспорными и подтвержденными «вышестоящими правовыми актами» и сложившейся судебной практикой. Например, в п. 112 Регламента указано, что «по каждому отраженному в акте проверки признаку административного правонарушения… возбуждается дело об административном правонарушении». Данный тезис является спорным в отношении, например, ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, так как данной правовой нормой предусмотрена ответственность за «несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок».

     В разделе 2.19 Регламента прописаны новеллы, касающиеся обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности, отмененных судами. В п.248, 254, 562 Регламента содержатся положения, согласно которым «в случае нецелесообразности обжалования» судебных актов различных инстанций исполнитель подготавливает и согласовывает мотивированную служебную записку начальнику соответствующего структурного подразделения. В таком случае, по всей видимости, дальнейшее обжалование судебных актов об отмене постановлений не производится. Бесспорно, нельзя не отметить положительный эффект данной нормы, которая позволит сэкономить время и силы на бесполезное обжалование судебных актов, разгрузит суды всех уровней. Ранее органы Росфиннадзора судились «до последнего», тем более что они освобождены от уплаты государственной пошлины.

     Роль данного Регламента в защите хозяйствующими субъектами своих прав при привлечении к административной ответственности будет определяться судебной практикой, которая на данный момент отсутствует. По ранее действующей Инструкции суды не принимали во внимание доводы стороны, привлеченной к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Такой вывод содержится, например, в Постановлении ФАС СКО от 19.10.2006 № Ф08-5210/2006-2180а: «Доводам заявителя о допущенных органом валютного контроля нарушениях при проведении проверки соблюдения обществом валютного законодательства судами первой и апелляционной инстанций была дана правильная оценка, и они правомерно не приняты судебными инстанциями».

     В любом случае хозяйствующим субъектам, ведущим внешнеэкономическую деятельность, необходимо знать положения нового Регламента, ориентироваться в правах и обязанностях контролирующих органов, чтобы грамотно отстаивать свои права и законные интересы.