Налоговые льготы для инноваторов
В условиях современной жесткой конкуренции инновации играют ключевую роль в развитии любого предприятия, а также в обеспечении национальной конкурентоспособности, повышении качества жизни населения, роста его благосостояния и процветания. 

Государственная политика по стимулированию развития инновационной экономики проявляется и в области налогового законодательства. Важным направлением такой политики является создание системы налоговых преференций, способствующих развитию инновационных организаций.
В целях стимулирования инновационной деятельности в 2007 г. был принят Федеральный закон от 19.07.2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности».
В соответствии с данным законом с 1 января 2008 г. освобождено от НДС выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий (напомню, что до 2008 года от обложения НДС освобождалось выполнение НИОКР, выполненных только за счет средств бюджетов и специализированных фондов, а также учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров).
Законом № 195-ФЗ организациям, занимающимся научно-технической деятельностью, также предоставлена возможность начислять амортизацию в ускоренном порядке с применением повышающего коэффициента.
Однако время показало, что введение с 1 января 2008 г. новых налоговых льгот, к сожалению, не соответствовало масштабам бедственного положения, в котором оказались организации, деятельность которых направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем.
Проведенное реформирование налогового законодательства также не устранило и ряд неточностей в формулировках, а порой и их отсутствие.
Так, между фискальными органами и налогоплательщиками зачастую возникало расхождение во мнениях при трактовке понятий, «внедренческая деятельность», «инновационная деятельность», «научная и научно-техническая деятельность», «совершенствование технологий», «интеллектуальная собственность».
Но самое главное состоит в том, что имеющиеся льготы не стимулировали ни инновационную деятельность в отраслях экономики в целом, ни заинтересованность в применении отечественных научно-технических новаций в частности, ни приток капиталов в науку.

В бизнес-среде сейчас активно обсуждаются новые планы Минфина и Минэкономразвития по поддержке инновационных компаний.
Предполагается, что государство будет компенсировать инноваторам из федерального бюджета расходы на повышение страховых взносов, поскольку наиболее ощутимым для налогоплательщиков является уплата таких взносов во внебюджетные фонды.
До 2010 г. экспортеры информационных технологий и резиденты технико-внедренческих зон платили только пенсионную часть соцналога — 14% (вместо 26%), теперь им придется платить 26%, а с 2011 г. — 34%. Министерства готовы вернуть им ставку 14%, но на определенный переходный период, который продлится около пяти лет.
В целях сохранения пенсионных прав, ежегодная дотация из бюджета каждому сотруднику инновационной компании составит до 83 000 рублей.
Еще две меры от правительства коснутся более широкого круга компаний. Первая касается ускоренной амортизации при технологическом обновлении: будут создаваться группы оборудования, которые можно амортизировать целиком по сокращенным срокам. Другая обещает упростить правила предоставления инвестиционного налогового кредита (налог на прибыль). Сейчас его можно получить только с разрешения ФНС или министра финансов, планируется же сделать порядок уведомительным — при согласовании с региональными властями.
Как мы видим, Правительство намерено стимулировать развитие инновационных компаний. Но какие фирмы государство готово считать таковыми - непонятно. В отечественном законодательстве, как мы уже заметили, на сей счет об этом пока ничего не говорится.
Минэкономразвития предлагает, что определять, действительно ли компания занимается выпуском уникальной продукции или услуг, должны специальные экспертные советы. При каком ведомстве он будет создаваться, пока обсуждается. Он может возникнуть при налоговых органах. Министерство предлагает формировать совет при Президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию. Он будет проводить ежегодный мониторинг работы компаний - действительно ли их деятельность была направлена на инновации. Опыт подобных структур, существует, например, в госкорпорациях, курирующих инновационную деятельность.
Как скоро может появиться совет, пока не совсем понятно. Если до мая ведомства не договорятся, то, часть мер в этом году правительство реализовать уже просто не успеет.

Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности

Главный принцип западной системы состоит в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Регулярный пересмотр льгот позволяет целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но главное - на структуру производства.
Примечательно, что в ряде стран стимулы превышают инвестиции. Например, в Австралии налоговая льгота составляет 150 процентов инвестиций, в Бельгии - 110 процентов. В большинстве же стран (Канаде, США, Японии, Франции, Италии и др.) предусматривается 100-процентное исключение из облагаемого налогом дохода затрат на инновации.
Главное, что следует извлечь из опыта стран с рыночной экономикой, состоит в следующем: высокая инновационная активность экономики обеспечивается ведущей ролью государства на научно-техническом рынке, в определении национальных приоритетов и активным воздействием государства на процесс инновационного развития через систему экономического стимулирования.