Налоговая амнистия - ловушка для налогоплательщиков
 В Государственной Думе готовится ко второму, во многом решающему, чтению проект закона об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами (в мировой практике используется термин «налоговая амнистия», что означает «прощение», «забвение»). «Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы», – отметил Президент в Послании Федеральному собранию 25 апреля 2005 года.
 Механизм упрощенного декларирования понятен: гражданам предоставляется возможность выкупить у государства индульгенцию от возможных неприятностей, задекларировав полученные ранее доходы в специальной декларации, заплатив разовый сбор и получив об этом соответствующее свидетельство. Однако, задуманная акция не достигнет поставленных целей, если не будут устранены серьезные препятствия экономического и юридического характера для желающих принять в ней участие.

     Непривлекательная ставка

     Подача специальной декларации о доходах и уплата 13-процентного декларационного платежа позволят избежать взыскания налоговых пеней и привлечения к административной и уголовной ответственности. В то же время, существует множество вполне законных способов возвратить накопленные капиталы в экономический оборот, заплатив те же 13% и ничем при этом не рискуя. Поэтому необходимо предусмотреть в отдельных случаях пониженную ставку.

     Например, организаторы конференций используют так называемую «скидку для ранней пташки». Скидка предоставляется тем, кто зарегистрируется для участия задолго до начала мероприятия, с его приближением размер скидки снижается.

     С учетом печальных итогов первой российской налоговой амнистии, проведенной в заведомо невыполнимые сроки в 2003 году, в законопроекте предлагается предоставить налогоплательщикам достаточно времени на размышления, консультации и расчеты – до полугода. С учетом этого можно предусмотреть ставку 5 % для тех, кто отважится принять участие в декларационной кампании в самом начале ее проведения, ставку 10 % - для последовавших примеру первых и обычную ставку – для тех, кто не решался до последнего момента.

     При отсутствии подобной ставки можно быть уверенным, что подавляющее большинство граждан подадут декларации в последний день и будут правы – это именно тот случай, когда не стоит торопиться.

     Отсутствие гарантий

     Гарантиям в законопроекте посвящена статья 6 «Ограничения в использовании информации, содержащейся в специальной декларации о доходах». В соответствии с этой статьей «информация, содержащаяся в специальной декларации о доходах, не может использоваться налоговыми органами при осуществлении налогового контроля налогоплательщиков».

     Данную статью можно исключить из законопроекта – от этого ничего не изменится. Можно и оставить как декларацию о намерениях и мантру для самых наивных. А можно предусмотреть реальные механизмы защиты интересов граждан от различных злоупотреблений. Например, прямо в законе установить, что прием, обработку, учет и хранение спецдеклараций, а также оформление и высылку налогоплательщику свидетельства и другие действия, связанные с исполнением данного закона, осуществляет руководитель налогового органа или уполномоченное им должностное лицо.

     Учитывая, что число поступивших в конкретные налоговые органы деклараций не будет превышать нескольких десятков, на работу с декларациями и свидетельствами достаточно выделить одного сотрудника налогового органа. В случае если персональная ответственность сотрудников налоговых органов не будет закреплена законодательно, можно не сомневаться, что информация о «раскаявшихся» станет общедоступной, ведь спросить за ее сохранность будет некого.

     Кстати, в соответствии с Письмом Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 04.11.93. № ВГ-4-14/178н, 125 «О порядке реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году» налоговым органам предписывалось регистрировать заявление налогоплательщика в специальном журнале с указанием наименования плательщика и суммы платежа. Будут ли на этот раз налоговые органы составлять подобные списки?

     Неочевидность ужесточения налогового режима

     Как свидетельствует и российский, и зарубежный опыт, за амнистией всегда следует усиление налогового администрирования, поскольку это увеличивает заинтересованность в амнистии. Кнут и пряник – рецепт, старый, как сами налоги. В 1993 году для тех, кто не пожелал исправиться, был установлен поистине драконовский штраф в 3-х кратном размере, при том что сами штрафы были равны сумме неуплаченного налога и даже сумме заниженного дохода или прибыли.

     По мнению вице-премьера А.Д. Жукова, после налоговой амнистии (простите, упрощенного декларирования) государство имеет моральное право на введение контроля за крупными расходами граждан. Предвидя введение такого контроля, гражданам стоит задекларировать какие-либо суммы, полученные до 2006 года, чтобы затем можно было на них ссылаться. Ведь контроль за расходами означает, по сути, контроль за ранее полученными доходами.

     Одних слов правительственного чиновника высокого ранга недостаточно: окончательное решение о введении (или невведении) такого контроля должно быть официально принято одновременно с рассмотрением закона об упрощенном декларировании. Иначе граждане будут лишены возможности сделать осознанный выбор в ходе декларационной кампании. Пока прозвучавшие намеки похожи на предложение в очередной раз сыграть с государством в рулетку. Причем, проигравший в такой игре известен заранее.