Интеллектуальная собственность - важнейший актив компаний |
В условиях всемирного экономического кризиса одним из немногих активов компаний, которые меньше всего пострадали от его последствий, являются нематериальные активы предприятий или так называемая интеллектуальная собственность (далее - ИС).
Характерное для кризиса обострение конкурентной борьбы за право доминировать со своей продукцией на определенных рынках способствует повышению роли интеллектуального капитала компаний за счет возможности получения дополнительного дохода от монопольного использования новых технических решений, продажи патентов, лицензий, повышения покупательского спроса на продукцию известных брендов. Подтверждением этому служат всем известные фирмы, сделавшие состояние не только на разработке новых технологий и продуктов, но и на продаже лицензий на них по всему миру: «ДЮПОН», «БАЙЕР», «МАЙКРОСОФТ», «ИНТЕЛ», «ПЕПСИ-КОЛА» и т.д. Интеллектуальная собственность компаний становится все более дорогостоящим активом нематериального свойства, особенно это относится к отраслям, где главную роль играют не столько производственные мощности (здания, оборудование), сколько доходность патентов, товарных знаков, авторских прав, ноу-хау и др. нематериальных активов. Например, фирма «ХЬЮЛЕТ ПАККАРД обошла в свое время конкурентов на рынке струйных принтеров, вложив значительные средства в научные разработки и защитив результаты разработок большим количеством патентов. Для извлечения максимальной выгоды от имеющихся или приобретенных объектов ИС необходимо своевременно обеспечить их правовую охрану по действующему национальному и зарубежному законодательствам, а также по международным договорам, реализовать их на коммерческой основе и следить за нарушением исключительных прав, вытекающих из охранных документов. Товарный знак представляет собой отличительный знак, с которым потребители отождествляют определенные товары и услуги. Товарные знаки восходят к древности, когда ремесленники проставляли свои клейма – знаки на готовых изделиях. Товарные знаки могут быть представлены в виде рисунков (логотипов), любой комбинацией слов, букв, образов, символов и даже музыкальных звуков. Зарегистрированный товарный знак обеспечивает его владельцу охрану в виде исключительного права на использование товарного знака для обозначения товаров или услуг или выдачу лицензий на его использование другими лицами. Товарный знак действует в течение 10 лет и может продлеваться по желанию владельца неоднократно. Промышленный образец – художественно-конструкторское решение промышленного изделия. На промышленный образец выдается патент, который действует в течение 15 лет с возможностью продления. Интеллектуальную собственность компании следует рассматривать как набор ключевых активов (нематериальных), которые существенно повышают стоимость предприятия. В настоящее время в условиях кризиса вопросы стратегии развития предприятии выходят на первый план. Немаловажное значение имеет определение места и роли ИС в общей политики фирмы. Поэтому одна из важных задач каждого предприятия - это разработка собственной патентной стратегии, которая не только позволит максимально использовать все имеющиеся интеллектуальные ресурсы предприятия для получения дополнительного дохода от использования ИС, но и убережет предприятие от возможных ошибок, ненужных материальных и моральных трат. Увидеть в целом как будет развиваться деятельность компании в данном направлении, какими путями – вот залог успеха. Формирование патентной политики предприятия необходимо начинать, прежде всего, с АУДИТА (учета) имеющейся интеллектуальной собственности, последующего определения рынков патентования (внутренних или внешних) и целей, стоящих перед фирмой в рамках своей деятельности на этих рынках. Основными целями патентной политики предприятия на внутреннем рынке является: защита от конкурентов, использование в собственном производстве, оптимизация налогообложения, получение дополнительного дохода от использования ИС и продажи лицензий, реклама. Основными целями зарубежного патентования ИС помимо традиционных, как правило, являются защита экспорта техники, продажа лицензий. Зарубежное патентование может также осуществляться при оказании помощи зарубежным странам в строительстве объектов «под ключ», разработке технологических процессов с использованием изобретений или ноу-хау, при сотрудничестве отечественных предприятий с инофирмами в рамках совместных предприятий и т.д. Зарубежное патентование, т.е. получение патентов или международных регистрации товарных знаков осуществляется с помощью специализированных патентно-правовых фирм или патентных поверенных. В соответствии с различными международными договорами можно получить международный, европейский, евразийский патент, международный товарный знак, который даст возможность предпринимателям защитить свой бизнес не только на территории своей страны, но и в других странах. |