Гарантия гарантийного талона
Покупка сложной бытовой техники, мебели, компьютера или автомобиля — для большинства соотечественников целое событие. Ведь деньги на него откладывались долгое время в ущерб каким-то другим потребностям. Естественно, приобретая такую вещь, мы хотим быть уверенными, что она безотказно прослужит долгое время. Во всяком случае, это нам обещают продавцы и производители, вручая гарантийный талон. Так что же он гарантирует?
Гарантийный талон — это родственник страхового полиса. Ведь заключая страховой договор, мы понимаем, что он не спасет от заболевания, несчастного случая или стихийного бедствия. Мы только рассчитываем получить какую-то материальную компенсацию. Точно так же ни один производитель не может исключить поломку или отказ своей продукции. И он обещает, что в таком случае дефект, если он возникнет в пределах гарантийного срока, будет устранен его силами без дополнительной оплаты. Именно дополнительной, потому что гарантийный сервис заложен в цену, которую мы платим при покупке. Так что гарантия — это не подарок покупателю, а оплаченная им услуга. А талон является документом, подтверждающим оплату.
Гарантийный срок и условия эксплуатации продукции определяет производитель.
Разные фирмы дают и разные сроки — от шести месяцев до трех лет, а иногда и более.
Обычно этот срок тем длиннее, чем крупнее и известнее фирма-производитель, чем дольше ее "производственный стаж". На таких предприятиях технология изготовления и культура производства отработаны до мелочей, поэтому и вероятность отказов невелика.
Если гарантийный срок производителем не установлен, то он считается равным шести месяцам. Изготовители редко сами продают свой товар, обычно они передают его для реализации продавцам, при этом делегируют им и обязанности по гарантийному обслуживанию. Кроме того, изготовители сложной техники создают сеть сервисных центров, которые содержатся за их счет и обязаны устранять недостатки, если они возникли по вине производителя. И покупатели по вопросам гарантийного обслуживания не должны разыскивать производителя, а могут с полным правом обращаться именно к продавцам или к таким центрам.
Строго по закону
Взаимоотношения между покупателем и продавцом (или производителем), в том числе и по гарантийным обязательствам, регламентируются законом "О защите прав потребителей". Мы напомним лишь некоторые положения этого Закона, которые помогут вам избежать споров и недоразумений.
Многие ли из нас знают, что доставка продавцу товаров весом более 5 кг, у которых обнаружились дефекты, и их возврат должны выполняться не покупателем, а продавцом? А если это сделал покупатель, то продавец должен возместить ему расходы на доставку. Это же касается и крупногабаритных товаров.
Другой важный вопрос. Допустим, вы купили бракованный товар и хотите его обменять на такой же, но доброкачественный. При необходимости проверки качества срок замены составляет 14 дней. Если цена на него выросла, то вам обязаны заменить его без перерасчета. Вы можете потребовать и возврата денег за недоброкачественное изделие. В этом случае вам должны вернуть столько, сколько стоит эта вещь в день вашего обращения, если цена выросла. А если снизилась — столько, сколько она стоила в день покупки. Деньги вам обязаны вернуть в тот же день, но если их нет — то, по согласованию с вами, в другой день, но не позднее чем через неделю.
В Законе оговорены и сроки выполнения гарантийного ремонта — не более 14 дней. В случае сложного ремонта возможно и продление этого срока по договоренности сторон, но тогда по вашему письменному требованию вам должны предоставить аналогичный товар на время ремонта. Для этого производитель
передает продавцу обменный фонд товаров. Перечень таких товаров устанавливается Кабинетом Министров. А если это ваше требование не выполняют, то за каждый день задержки выдачи и за каждый день задержки ремонта сверх 14 дней вы можете требовать неустойку в сумме 1% стоимости товара. Глядишь и разбогатеете.
Не талоном единым
Кстати, гарантийный талон не является единственным документом, дающим право на бесплатный ремонт или замену дефектного изделия. Разве кому-то вручили талон, например, на шубу или сапоги? Тем не менее, на такие изделия тоже распространяются гарантийные обязательства. К тому же действие гарантии на сезонные товары начинается с наступления соответствующего сезона. А основанием будет служить товарный или кассовый чек на приобретение этого товара. На продовольственные товары, медикаменты, предметы бытовой химии и т. п. устанавливается срок годности, который и считается гарантийным. В пределах этого срока потребитель имеет право на замену такого товара или возврат денег за него в случае обнаружения производственных дефектов. Естественно, на основании чеков. Так что не торопитесь их выбрасывать.
Закон предусматривает гарантированное качество не только товаров, но и различных услуг. Например, собираясь на концерт поп-звезды, вы должны иметь информацию о применении или неприменении фонограмм. Если информации об этом нет на афише, поинтересуйтесь у продавца билетов. А если вас обманут и вместо живого голоса вы услышите "фанеру", то смело можете потребовать возврата денег за билеты — это предусмотрено Законом.
Было бы преувеличением сказать, что продавцы или сервисные службы по первому требованию бегут удовлетворять претензии покупателей. Ведь гарантия распространяется на те дефекты, которые возникли по вине производителя. Поэтому иногда может потребоваться экспертиза. Согласно Закону, она проводится за счет продавца. Но если экспертиза выявит нарушение правил пользования товаром со стороны потребителя, ему придется возместить все издержки. Потребитель может сам присутствовать при проведении экспертизы или поручить это своему представителю. Бывают случаи, когда изделие не может нормально работать, но, ни продавец (производитель), ни покупатель в этом не виноваты. Например, ваш компьютер или холодильник вышел из строя из-за "бросков" напряжения в сети. Виноват в этом поставщик электроэнергии, но заставить его возместить ущерб можно только через суд. По сложившейся практике, в таком случае за ремонт с вас денег не возьмут, но за запчасти придется заплатить.
Закон знать полезно. Выдвигая аргументированные законные требования, вы даете понять, что знаете свои права и готовы их отстаивать.
Ваши права защитят
Серьезные продавцы предпочтут удовлетворить ваши притязания. Но если ваши права попираются, уместно обратиться в государственные или общественные организации по защите прав потребителей. Они есть в каждом территориальном образовании.