Что нужно знать об аресте имущества
Исполнение налогового обязательства может быть обеспечено путем наложения ареста на имущество организации (ст. 77 НК РФ). Арест представляет собой действие налогового органа с санкции прокурора, направленное на ограничение права собственности налогоплательщика в отношении принадлежащего ему имущества. Он производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при обязательном наличии достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест может быть наложен только на имущество налогоплательщика-должника, принадлежащее ему на праве собственности. Арест может быть полным или частичным. В первом случае организации как собственнику имущества запрещается распоряжение имуществом, подвергнутым аресту, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа. При частичном аресте организации как собственнику имущества устанавливаются ограничения на осуществление прав собственника, а именно владение, пользование и распоряжение арестованным имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика должно быть принято руководителем (заместителем) налогового органа в форме постановления. Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

При производстве ареста обязательно присутствие понятых и ведение протокола, который должен соответствовать всем требованиям, предЪявляемым к протоколу, указанным в статье 99 НК РФ. В протоколе либо в прилагаемой к нему описи должно быть перечислено и описано имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

Арест имущества может быть осуществлен только в отношении налогоплательщика-организации, налогового агента - организации и плательщика сбора - организации. Арест имущества физического лица в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога не допускается.

Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества организации в соответствии со статьей 47 НК РФ. При этом налоговый орган вправе обратить взыскание налога на иное помимо денежных средств имущество только при недостаточности или отсутствии средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах. Нарушение со стороны налоговых органов этого требования является безусловным основанием для признания в судебном порядке решения налогового органа о наложении ареста и взыскании задолженности за счет имущества недействительным. Так, в августе 2001 года Арбитражным судом г. Москвы был рассмотрен иск налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа о взыскании налога и пеней за счет имущества. В своем иске налогоплательщик указал, что налоговая инспекция не обратила взыскание на денежные средства предприятия в известном ей банке, предварительно подтверждение банка о недостаточности средств на счете налогоплательщика инспекция не получала (о чем была представлена справка из банка об отсутствии какого-либо запроса со стороны налоговых органов). Решение налогового органа было направлено судебному приставу-исполнителю для возбуждения исполнительного производства, проведения описи имущества и наложения на него ареста. Арбитражный суд иск удовлетворил, признав недействительным решение налогового органа как не соответствующее нормам действующего законодательства и нарушающее права и законные интересы налогоплательщика по причинам, изложенным в исковом заявлении (дело N А40-15494/01-4-60).

Иск о признании недействительным решения налогового органа может рассматриваться достаточно долго. Вполне понятно, что за это время имущество может быть уже реализовано. Необходимо одновременно с исковым заявлением подать ходатайство об обеспечении иска с просьбой запретить судебному приставу-исполнителю производить арест и реализацию имущества налогоплательщика до вынесения судом решения, приложив документы, подтверждающие возбуждение исполнительного производства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ функции органов налоговой полиции по проведению административного ареста имущества организаций-должников и его реализации переданы службе судебных приставов. Налоговый орган принимает решение о взыскании и выносит соответствующее постановление, а исполнительные действия по этому постановлению (т. е. непосредственное взыскание) производятся судебным приставом исполнителем в порядке, определенном законом об исполнительном производстве. Взыскание производится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, за минусом сумм, в отношении которых уже произведено взыскание денежными средствами со счетов.

В соответствии со статьями 9, 13, 44-54, 57-59 закона об исполнительном производстве в трехдневный срок с момента получения постановления налогового органа о взыскании налога или сбора за счет имущества должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, определяет срок добровольного исполнения должником требований налогового органа (не более пяти дней), по его истечении проводит арест (опись), изЪятие и принудительную реализацию имущества.

В соответствии со статьей 81 закона об исполнительном производстве в случае неисполнения постановления налогового органа без уважительных причин (в срок добровольного исполнения) судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительный сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы. Организация, имеющая большие долги, может лишиться своего имущества не только в погашение задолженности по налогам и сборам, но и в погашение исполнительского сбора.

Как указано выше, обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), обЪявления запрета распоряжаться им, изЪятия имущества и его принудительной реализации.

В соответствии со статьей 46 закона об исполнительном производстве должник вправе указать виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Однако окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем. При решении этого вопроса судебный пристав-исполнитель руководствуется статьей 59 указанного закона, устанавливающей следующую очередность ареста и реализации имущества должника:

имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности: ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений;
готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в нем;
сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке.
В качестве указанных договоров могут выступать договоры аренды, комиссии, поручения, договоры передачи в безвозмездное пользование и др. Однако в соответствии с гражданским законодательством расторжение таких договоров может производиться лишь по согласию сторон, по требованию одной из сторон, а также в связи с существенным нарушением условий договора. Нигде не сказано, что такие договоры могут расторгаться по требованию налоговых органов или судебных приставов для исполнения обязательств одной из сторон договора по налоговым правоотношениям. Иными словами, наложение взыскания на переданное имущество возможно лишь тогда, когда налогоплательщик добровольно пошёл на расторжение договора. Это право, а не обязанность данной стороны. Есть, правда, возможность признания таких договоров недействительными, однако это очень сложный и длительный процесс.

В случае взыскания налога за счет имущества организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества организации и погашения задолженности организации за счет вырученных сумм. Если налогоплательщик не согласен с решением о наложении ареста на имущество, он вправе обратиться за защитой своих интересов либо в арбитражный суд, либо в вышестоящий налоговый орган, либо в прокуратуру. Хотя НК РФ и не указал прокуратуру как орган, правомочный рассматривать жалобы налогоплательщиков, предоставленные ей Федеральным законом от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", полномочия осуществлять надзор за соблюдением законности, в том числе и в сфере налогообложения, не отменены.

Организация вправе обжаловать не только акты налоговых органов, но и действия (бездействие) их должностных лиц. Решение может быть обжаловано как по мотивам его несоответствия нормам материального права, так и в связи с нарушением законной процедуры его вынесения.