Чти кассу и спи спокойно
В арсенале налоговой службы, возможно, появится новое «оружие». В Госдуме в очередной раз предложили освободить банки от функции контроля за соблюдением компаниями правил ведения кассовых операций и отдать их клиентов на попечение налоговикам. Если на этот раз инициатива пройдет, то у налоговых инспекторов будет еще один повод придраться к налогоплательщику.
С идеей избавить банки от обязаловки проверять, насколько их клиенты дисциплинированно выполняют установленный порядок ведения кассовых операций, в Думе носились еще пять лет назад. В 2004 г. группа депутатов с довольно именитым составом (в их числе и экс-депутат, а ныне вице-премьер Александр Жуков) выступила с инициативой отменить ст. 15.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность банкиров за игнорирование обязанностей контролировать организации на предмет выполнения правил ведения кассовых операций. За такое нарушение руководителю банка светят хоть и не большие, но все-таки штрафные санкции — от 2 до 3 тыс. рублей, что, согласитесь, в любом случае малоприятно.

Не банковское это дело — проверять кассовую дисциплину, объясняли авторы проекта и добавляли, что контрольно-надзорные полномочия банка (по сути госфункция) в отношении своего же клиента не соответствуют юридической природе взаимоотношений «банк — клиент» и только у нас, в России, на банки возложена такая не свойственная им обязанность. Польза же от подобного проекта налицо — отмена обязанности банков следить за «кассовым» порядком повлечет сокращение их расходов, что в свою очередь должно не только позитивно отразиться на экономической деятельности самих банков, но и удешевить кредиты. Думское большинство прониклось тогда идей снять с банков обязанность контролировать кассовую дисциплину своих клиентов, и законопроект благополучно прошел летом 2004 г. первое чтение (при поддержке, надо сказать, президентской администрации).

Отказываться от «кассового» контроля, понятное дело, никто не собирался, поэтому депутаты одновременно предложили передать данные функции налоговым органам, уверяя, что фискалы справятся с этой работой намного эффективнее. Мысль наделить налоговиков правом проверять, как налогоплательщики работают с денежной наличностью и ведут кассовые операции, властям понравилась, и в начале 2005 г. правительство подготовило соответствующие поправки и одобрило их на своем заседании.

Казалось бы, идея избавить банкиров от тяжкого груза «кассового» контроля и переложить его на плечи налоговой — дело практически решенное. Однако спустя несколько месяцев законопроект, которым предлагалось исключить из КоАП РФ ст. 15.2, был отклонен Думой и снят с дальнейшего рассмотрения (как и правительственный законопроект о наделении налоговиков новыми контрольными полномочиями). Депутатов вдруг осенило, что делегирование налоговой функции надзора за кассовыми операциями приведет к тому, что налоговики получат возможность для ежедневных визитов к налогоплательщикам.

В итоге депутаты решили оставить все как есть, а банкиры и по сей день отвечают рублем за несознательных клиентов, которые не чтят правила ведения кассовых операций, и несут дополнительные расходы.

В очередной раз эту животрепещущую для банков тему поднял депутат Анатолий Аксаков. В начале сентября он вновь предложил отдать кассовую дисциплину под бдительное око сотрудников налоговой службы и снять административную ответственность с банков, вычеркнув соответствующую ст. 15.2 из КоАП РФ.

При этом аргументация у автора проекта одни в один такая же, что и у инициаторов законопроекта 2004 г. Осуществление кредитными организациями контрольно-надзорных полномочий в отношении клиентов, говорит Анатолий Аксаков, не соответствует юридической природе их взаимоотношений и в конечном итоге приводит к увеличению стоимости банковских услуг. Лучше, чем налоговики, с этой функцией точно никто не справится, уверяет он и предлагает в своем законопроекте дополнить ст. 32 НК РФ положением, согласно которому налоговым органам вменяется в обязанность осуществление контроля за выполнением компаниями правил ведения кассовых операций.

С принятием предлагаемых г-ном Аксаковым поправок банки, безусловно, вздохнут с облечением, чего не скажешь о компаниях-клиентах. Сейчас за нарушение кассовой дисциплины клиента, конечно, пожурят и попросят устранить нарушения, но дальше предупреждения дело вряд ли зайдет. Банк ведь заинтересован в своей клиентуре, связан с ней «одной цепью» гражданско-правовых отношений и не станет сильно давить на нарушителя. Так ведь можно всех клиентов распугать. Если же за дело возьмутся налоговики, то предупреждением точно не отделаешься, беспокоятся предприниматели.

Вот и получается, что для банкира — хорошо, то для его клиента — хлопот не оберешься.

***

Оксана Бодрягина