Административные штрафы за обман потребителей: кто в выигрыше – потребитель или государство?
Административные штрафы за обман потребителей: кто в выигрыше – потребитель или государство? Российский Закон «О защите прав потребителей» общепризнанно один из реально работающих и позитивных по своей сути законов. 

При помощи этого закона потребитель в нашей стране почти всегда прав! Обращение в суд не требует серьезных затрат. Статьи закона конкретны и не вступают в противоречия, не допускают различных толкований. В закон регулярно вносятся поправки, в качестве дальнейшего усовершенствования. Закон не вызывает нареканий в обществе… Тем не менее мало кто задумывается: что скрыто за его кулисами? Да, действительно: закон предоставил права гражданам отстаивать свои интересы в суде. Но какова роль государства в урегулировании конфликтов между гражданами-потребителями и теми структурами – государственными, негосударственными – которые эти права попирает?

Отвечаем: государство собирает штрафы в свою казну. Государство содержит огромный карательный аппарат – Роспотребнадзор, который эти штрафы-бумажки регулярно выписывает. Но на этом показательная функция государства заканчивается! Все остальное бремя – везут на себе сами потребители…
Ответственность за обман потребителей заложена в ст. 14.7 КоАП РФ: предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц и организаций Единственная организация, на которую возложен сбор штрафов за обман – Роспотребнадзор. По идее: если вас обманули, обвесили, обсчитали, ввели в заблуждение относительно качества товара-услуги, потребительских свойств и т.п. – вам прямой путь с письменным заявлением в Роспотребнадзор. Законом также предусмотрено, что в ходе судебного разбирательства, при выявлении нарушения со стороны продавца (поставщика услуг) истец-потребитель имеет право заявить взыскать приличную сумму в счет государства – как бы в назидание, чтобы впредь неповадно было обманывать. Например, если в суде вы требуете вернуть средства на приобретенный некачественный автомобиль, то сумма взыскания в пользу государства может быть сопоставима со стоимостью автомобиля… Согласитесь, это весомый аргумент для автомобильного салона, особенно работающего на рынке иномарок…
Забегая вперед скажем: из нашей обширной практики – мы никогда не забываем приписывать данное требование в каждый иск в защиту прав потребителей… Но судьи обращают на это внимание только в 2-х случаях из 10-ти. Причина подобного снисходительного отношения к злостным нарушителям – нам до сих пор непонятна! Или судьи – не государственные служащие? Им не нужно заботиться о бюджете государства? Мы же, адвокаты, не призваны пополнять государственный бюджет, но таким образом мы могли бы искоренять нарушения закона «О защите прав потребителей», ведь зачастую, выигрывая один судебный спор, клиенты, прочитав на сайте информацию о нашем истце, допустим, автосалоне – сразу обращаются к нам с аналогичной проблемой! И судебное разбирательство начинается снова по тем же обстоятельствам… Этого можно было бы избежать!

Но вернемся к функциям Роспотребнадзора и заодно сравним размеры штрафов, налагаемых за обман потребителей.
Самые распространенные примеры из нашей юридической практики – обвинения в адрес банков, умело манипулирующих потребителями, не внимательно вчитывающимися в текст договоров. Сразу после подписания договора выясняется, что необходимы дополнительные траты – чаще всего на обслуживание только что открытого кредитного счета… Но первоначально, при подписании договора – никто не упоминал об этого рода «услуге», неоплата которой влечет взыскание неустойки …Причем в дальнейшем выясняется, что данную неустойку от вас потребуют выплатить в первую очередь, что уж совершенно не вяжется с основами Гражданского кодекса…
В большинстве известных нам из юридической практики случаев, банки «выходят сухими из воды», т.е. фактически единственным «наказанием» для них является понуждение соблюдать права потребителей…

Умело манипулируют потребителями представители сферы коммунального хозяйства, но в этом случае наказать обманщиков еще сложнее. Представить себе, что занятой своей карьерой и работой менеджер, бросит все дела и будет судиться, допустим, за чрезмерное взыскание за электроэнергию… Чаще всего к нам обращаются по этому поводу пенсионеры, располагающие временем. Затратив на переписку с Роспотребнадзором длительное время, они с удовлетворением уведомляют нас, что с фирмы-нарушителя - энергоснабжающей организации, взыскано аж 10 тыс. рублей. Пенсионеру подобный размер административного штрафа кажется внушительным…
За последние 2-3 года активизировались автовладельцы, и не только покупатели машин, но и потребители некачественного бензина, либо пострадавшие от недолива этого некачественного бензина. Но это тоже капля в море… Для примера, в начале 2010 года нам удалось «наказать» одну незаметную АЗС, которая систематически обмеривала своего постоянного потребителя – и это ему надоело… АЗС была оштрафована на 20 тыс. рублей в пользу государства... Всех же обманутых автовладельцев, заправлявшихся на этой заправке, и возможно, подвергшихся обмеру и обману – посчитали только мы, адвокаты… По нашим подсчетам – их около 1500… Кто защитит этих, оставшихся, 1499? Государство?